Арх. Андроник.
Восемнадцать лет в Индии.
Что для русского хорошо...
с. 206 - 209. 1932 - 1934 гг. "Посреди церкви на цепи с потолка свешивается массивный, часто вычурной работы светильник, в который вливается кокосовое масло... Свечей, как у нас, не ставят или если ставят, то только на ступеньки, ведущие к алтарю. Бывают, но не везде, какие-нибудь приспособления для свечей. Чаще делаются просто денежные приношения на масло... Над престолом часто можно видеть сень, украшенную вычурной резьбой и раскрашенную яркими красками... Охотно прихожане принимают нательные крестики и носят их на шее, или прикалывая на одежду".
*
В русской традиции дарить иконы и кресты - своего рода грозовое предупреждение; не считается благословением, наоборот, предупреждением о грядущей скорби, о бедах. "Христос терпел, и нам велел". Подаренную икону или крест необходимо тут же отнести в храм, как и, скажем, подаренную пищу: яблоко, булку. Многими священниками это поведение не одобряется, суеверием его особенно не назовешь. Связано со словами Апостола Павла (Деян, 20: 1 - 38) «Блаженнее давать, нежели принимать», — этих слов Христа нет в Евангелии, они доходят до нас через речь апостола. Ответ нашла для себя не особенно канонический: предупрежден, значит - вооружен.
Моя мама занималась плетением из бисера. Сплела крест, красивый, сложный, с орнаментом. Отдала мне, так как считала работу неудачной. Я подарила одной рабе божией, супруге банкира, которой помогала осваивать храмовое пространство и поведение в нем. На следующий день она налетела на меня, подобно большой птице и заявила, что из-за того, что я подарила ей крест, у нее диагностировали рак. Это неискоренимые будни, но есть и другое.
Только в русских церквах встают (или становятся на колени) в начале пения Херувимской, хотя это не сакраментальный момент богослужения. Для справки: многие пожилые люди во время богослужения сидят, сидят так же больные и беременные.
Во время Херувимской совершается только предложение Даров, имеющих стать Плотью и Кровью Христа. Но есть нечто удивительно трогательное, действительно таинственное, когда все люди в храме мгновенно превращаются в очарованный лес, внимающие вышнему пению. И еще: накануне и в сами праздники земные поклоны отменяются, как и в воскресные дни. И все равно, люди птицами опускаются на колени и кладут поклоны. Это особенности русского богослужения: от избытка чувства совершать не прописанные в требнике действия.
|