АЛЕКСЕЙ ЕРОХИН
ПИСЬМО ВИННИ-ПУХУ
Эссе
1988, январь, «В мире книг», с. 28-29.
«Борьба за жизнь
наиболее упорна между особями и разновидностями одного и того же вида, нередко –
и между видами того же рода».
Чарлз Дарвин,
«Происхождение видов
путём естественного отбора»
Дорогой Пух,
Видимся мы с тобою сейчас довольно редко, что промеж старых
друзей ныне почитается за обыкновенность, - а потому всегда рад любой оказии,
чтоб о тебе вспомнить.
Понимаешь, Винни, ы нашей жизни столько всякого напихано,
что люди просто боятся запутаться во всех своих Родственниках и Знакомых, будь
то Отдалённые Предтечи или Непосредственные Начальники, - а потому аккуратно
расставляют их по полочкам на манер грошков с мёдом в ожидании какой-нибудь
круглой даты, и как только стукнет кому-нибудь лет сто пятьдесят или триста –
тут же о нём все сразу вспоминают и разговаривают, чтобы на следующий день
засунуть опять на полку до следующего раза. И можно таким образом на год вперёд
себе расписать, в какой день о ком вспоминать: во вторник, допустим, о Марке
Аврелии, в четверг о Будённом, а в воскресенье о Джоне Ленноне. Очень удобно. В
День Вооружённых Сил – о пушках и танках, в День Женщин – наконец, и о них.
Недурно бы ещё ввести День Уплаты Гражданских долгов и подумать об очередном
Юбилее Радужных Надежд.
Тебе всё это, конечно, удивительно, потому что если у тебя
на полке горшочек мёда стоит, то ты не будешь поджидать какого-нибудь
определённого дня, чтобы о нём вспоминать, а управишься с ним поскорее – и дело
с концом. И будешь совершенно прав. Ведь не стоит дожидаться Дня Птиц, чтобы
покормить в декабре воробьёв. Иначе многие из них просто не доживут до апреля,
до своего Дня с духовыми оркестрами, фейерверками, хлебными крошками и
коноплёй. И если завтра будут о ком-нибудь вспоминать и разговаривать, потому
что как раз исполнилось 50 лет со дня его рождения, твердить, какой он был
хороший, нужный и неповторимый, то нелишне спросить: а где вы, ребята, были
вчера со своими словами и пониманием, что же вы помалкивали вне расписания? И
сейчас, глядишь, тому, о ком вы говорите, было бы не 50 лет со дня рождения, а
просто пятьдесят, а ведь это очень большая разница. Понимаешь, Пух?
И если меня сейчас спросят, чего это я вдруг об игрушечном
этом медвежонке вспомнил, - покажу им две новые шикарные книжки о твоих
приключениях, увидевшие свет совсем недавно. Там такие картинки красивые.
А знаешь, Пух, вот когда про книжку пишешь – то ведь тоже
словно бы картинку к ней рисуешь, только словами. Но в такой словесной картинке,
если она хорошо нарисована, всегда на одного героя больше, чем в книжке, - то
есть, на себя самого. Если ты книжку читал – ты в ней был. Как же об этом не
написать? И чем больше книжку читают – тем больше появляется в ней действующих
лиц. Помнишь, как мы с тобой шли открывать Северный Полюс? А как сидели на
ветке, со всех сторон окружённые водой? Я – помню.
О таких вещах нельзя забывать. Хотя и стараются. И читают
Очень Взрослые Книги «…матёрый рецидивист выстрелил в инспектора и не попал, а
инспектор выстрелил в воздух и попал». И ведь в жизни не видели ни одного
инспектора, и вряд ли увидят, пока не станут матёрыми рецидивистами, - но стоит
ли стараться в этом направлении ради такого сомнительного удовольствия?
Они тут, конечно, обидятся. Они скажут: а вы, дескать,
предпочитаете этот уютный чавкающий мирок, где «только были бы лапки в меду»?
Именно так: и предпо, и читаю. Потому и читаю, что это
позволяет мне многое предпо.
И напрасно они думают, что лапки в меду обязательно предпо
рыльце в пушку. Пусть отойдут от зеркала.
Помнишь, как Кристофер Робин говоил тебе про «ничевошное дело»?
«- Ну вот, спросят, например, тебя, как раз когда ты
собираешься это делать: «Что ты собираешься делать, Кристофер Робин?», ты говоришь: «Да ничего», а потом идёшь и
делаешь».
«- А, понятно!» - сказал ты тогда.
А им – непонятно, вот в чём штука-то. Они сразу
забеспокоятся: так что же он всё-таки делать собирался? Ничего? А что именно?
Оттого это, что у них все дела расписаны и рассчитаны, как
праздники в году. И уже не дела для них, а они для Дела. И Дело это до того
начинает важничать, что до них ему уже нет дела.
Ой, как Дело не любит
всяких «ничевошников»! Оно им говорит: «Ну
что? Дети, что ль? А ну-ка за Дело!»
И ещё лизорюцию составят (на которые, как ты помнишь, Кролик
был большой мастер) со всякими кусачими словами – Пренедооцененнка Всеобщей
Сверхнеобходимости Сего Дня, например. Потому что у них неуклонное и
Безоговорочное Поступательное Движение, видишь ли. И я даже удивляюсь, как они
до сих пор не перебили друг друша. В интересах
Дела.
Недаром грустил Кристофер Робин: «Мне теперь не придётся
больше делать то, что я больше всего люблю… Ну, может иногда. Но не всё время.
Они не позволяют».
Потому что у них принцип – Все-Как-Один, и Один-Не-Как-Все
начинает раздражать. Хотя на самом-то деле, если хорошенько подумать, -
все-не-как-все.
Вот и ты у них, Пух, для Младшего Школьного Возраста. А
потом они Все-Как-Один про тебя не думают. Детишкам своим читают, а сами – нет.
Потому что ты – «для детей».
Не только, говорю я, не только. До тебя нужно ещё и дорасти.
К тебе нужно уметь вернуться.
Понимаешь, когда приспичивает, люди часто спохватываются:
где Гуманизм и Добросердечие? Как мало на свете Добра и Справедливости! И
начинают осуждать Времена и Нравы. И вот вынь им да положь Красоту, Честность,
Искренность, Понимание, Поэзию, Гармонию. А между тем, «это не такие вещи,
которые вы находите, когда хотите, это вещи, которые находят на вас; и всё, что
вы можете сделать, - это пойти туда, где они могут вас найти».
Это не просто. Обличать Времена и Нравы куда проще.
Пообличал – и вроде легче стало, хотя и идёт всё по-прежнему.
Ах, как боимся мы Буки и Бяки, опасливо крадучись по своим
собственнгым следам уже по какому разу! Следов всё больше, и нас всё страшнее.
И навязчивая боязнь всяческих Слонопотамов, которых себе
напридумывали целое стадо.
Такова жизнь в условиях Постоянной Борьбы за существование.
А вот у вас в лесу её не было. И все были только счастливы. И всегда
находился кто-нибудь, кто мог вовремя сказать: «Забудем старые обиды и
похищенные хвосты». И все друг с другом уживались: будь ты тигра, будь ты
свинка, будь ты ослик, будь ты кто. И жил каждый, как считал нужным.
А мы всё ещё живём по Дарвину, по невесёлым законам
естественного отбора. Что ж, закон всегда прав – до тех пор, пока не принят
новый.
Ой, знаешь, Пух, они ухмыляются. Они говорят: судишь как
ребёнок. И на поводке у них хмурятся такие кусачие словечки: Идеалистические
Измышления.
Что ж, идеал всегда выглядит странно – с непривычки. И он
всегда недостижим. Но быть должен. Затем и пишутся «Утопия» или «Город Солнца».
Или книжка о Винни-Пухе (о тебе то есть) и его друзьях.
Её написал Алан Александр Милн – человек из «потерянного
поколения». Понимаешь, Пух, когда люди затевают какое-нибудь Большое Дело –
например, мировую войну, им потом становится явно не по себе. И книги они тогда
пишут по большей части горькие.
Ричард Олдингтон, например, написал «Смерть героя».
А Алан Милн написал про тебя.
И ведь оба были из поколения «потерянных». И даже воевали на
одном фронте.
А книги такие разные.
Сравнивать их нелепо – но, тем не менее, говорят они об
одном и том же: об идеалах. Об идеалах потерянных – у Олдингтона; об идеалах, всё-таки
ещё сохранившихся в заповедных уголках жестокого человеческого общежития, - у
Милна.
Вот сейчас они оторвутся от Дела на минутку – и посоветуют
по-доброму: не усложняй. Ну рассказывал папа сыну всякие истории про его
игрушечных зверей, а потом из них составил книжку для детей. Мирок игрушечный,
заботы плюшевые, думают опилками – вот и все идеалы. «Не странно ли, что Волки
не могут жить на Ёлке?» - вот и все Загадки Бытия. «Победю я жару и мороз, лишь
бы мёдом был вымазан нос!» - вот и все Высокие Цели. Какие такие идеалы в
детской песочнице? Нашёл, тоже, потерянный рай!
Пух, а я спорить с ними ведь не буду. Вот они топочут,
взмыленные и запыхавшиеся, по Большой Дороге Жизни. Навстречу Светлому
Будущему – не столь уж я наивен, чтобы вставать у них поперёк пути этаким
мессией со сказочкой в дрожащих перстах и призывать одуматься, остановиться,
оглянуться, очухаться, очеловечиться, о… о… о… Отойду в сторону – они утопочут
вдаль, а я посижу покуда на обочинке – всё равно они скоро покажутся с
противоположного конца, совершая свою групповую кольцевую гонку за Букой и
Бякой.
Им бы присесть на травку да поглядеть друг на друга
спокойно, без рыка, позабыв ненадолго про Естественный Отбор, и понять наконец,
что чересчур они заботятся о своих Слонопотамах и что если буря повалит наше
общее дерево, то нового Савешника, нового адриска уже не найти. Да и жить там
будет уже некому.
Маленькая книжка про мальчика и его звериных друзей тут
решительно помочь, конечно, не может – но в ней звучит верная и чистая нота
гармонии. Здесь не действуют неумолимые законы Естественного Отбора, здесь
вполне уживаются рядом неврастеник Иа-Иа и страдающей ксенофобией охранитель
Кролик, безалаберный честняга-жизнелюб Тигра и клиническая зануда Сова, здесь
никого не едят, в отличие от нашего не лучшего из миров. А это уже немало.
Наверное, я всё-таки несколько увлёкся, Пух:
получаетсякакая-то ворчалка. Какие-то
измышления над книгой. Прогулка в мизантропиках средь пышной неврастительности.
«Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно, и смешно».
А я просто последовал твоему совету: «Вооще это самый лучший
способ писать стихи – позволять вещам становиться туда, куда они хотят». Вот я
и позволил.
Ну, дак это ж стихи – мне говорят. Ой, ведь я могу и стихами
– да только вы все разбежитесь.
И потом деление на прозу, стихи, статьи, объяснительные
записки и лизорюции – это наши временные трудности. Когда-нибудь мы ещё откроем
принцип свободного словотворенья – и это разграничение потеряет смысл. Однако
я отвлёкся – что, впрочем, соответствует
законам эпистолярного жанра.
Так вот, Винни, говоря о братьях вашихбольших, я, пожалуй,
не совсем справедлив, так сгущая краски. Но такие уж невесёлые краски
оказываются под руками – а я бы, милый, рад сгустить только самые светлые и
тёплые цвета. Возможно, слишком серьёзные предъявляю претензии человечеству –
но, видишь ли, просто очень досадно, что оно никак само с собою не поладит.
Конечно, это сказано по-детски, конечно. Но ведь если люди будут почаще
вспоминать своё детство, то они, может быть, и жить научатся получше,
поправильней.
Как это говорится в последней главе книжки о тебе: «…а Рано
и Поздно (два других Родственника и Знакомых) сказали друг другу: «Ну, Рано?» и
«Ну, Поздно?» таким безнадёжным голосом, что было ясно – ожидать ответа нет
никакого смысла.
Я с этой парочкой водиться не хочу. Ничто не поздно. Ничто
не рано. Ничто не безнадежно. И как бы мир ни сходил с ума – у него всегда есть
возможность бросить взгляд на Пухову Опушку и призадуматься. Что-нибудь такое
предпо.
Конечно, сказки всё это.
Но мы так верили в них в детстве – куда что подевалось?
Вот такое грустное получилось у меня письмо, Пух. Прямо
какое-то Спаслание.
«- Пух, - серьёзно сказал Кристофер Робин, - если я… если я
буду не совсем такой… Пух, ну, что бы ни случилось, ты ведь всегда поймёшь.
Правда?»
Ты поймёшь, Пух?..
Я не прощаюсь.
Обнимаю тебя.
А.
|