НИКОЛАЙ БАЙТОВ
АНГЕЛ-ВОР
Эксмо, 2013.
Имя Николая Байтова вышло наружу ещё в 80-х из
эстетского московского полуподполья и с тех пор возникает то здесь, то там –
публикациями, упоминаниями в списках выступающих, побывавших, получивших
премии. Профильная, сухощавая фигура покажется – и снова исчезает, как исчезает
тень при солнце. Но эта тень – светлая. Бывают ли светлые тени? Преформанс с
именем "Байтов" уверяет: да.
Байтов парадоксален. Он поэт – и он прозаик;
волна и камень, лёд и пламень. Он православный (не просто так, а с
православными корнями) и он перформансист. Эти его перформансы граничат с
кощунствами, но при этом он уже много лет сторожит храм, ведёт довольно
аскетичную и малопонятную для литератора жизнь. Это искренне верующий человек,
что опять – не сочетается с игровым сознанием, выраженным в его произведениях.
Храм – и рискованный «Эпсилон-салон». Восьмидесятые, ставшие надгробным
памятником многим писателями – и двадцать первый век, перекроивший культуру.
Байтов спокойно выдержал рискованный скачок, кажется, даже не поправив очки.
«Когда в 1986 году, после двенадцатилетнего
совершенного уныния, я вдруг поступил в церковные сторожа, тогда-то наконец мои
болезненные стилистические изыски сменились здоровыми, нормальными фабульными».
«Ангел-вор» - название вполне в духе Байтова.
Человек с прихода, молодой папаша с новым крестом, или какая матушка из
православных СМИ не поймут. Хотя постойте. Открываю книгу – а там всё о том же:
о жажде человека быть святым, о помощи Божией, о людях и о Христе. Который
никогда не смеялся, но улыбается. Едва ли не как сам Байтов. Это, конечно,
наваждение: свят, свят, свят... Автор смотрит со стороны, не вмешивается в
странную плотную жизнь, возникшую внутри книги, кажется, не по его воле. Однако
читателю передаётся - как автор переживает, как в полном смысле болеет за своих
героев. Героев? Шахматные фигурки, силуэты в компьютерной игре? Нет, это люди,
и Байтов уверяет читателя, что – именно люди. Народ. Оглядываюсь в страхе: куда
спрятаться от этого беззаботного, эхом летающего голоса. «Старицу
я сейчас назвал условно, чтобы не было потом никаких... Я не знаю, как
относиться к Колиному заявлению насчёт настоятеля, а потому привёл это
заявление лишь для связи повествования, никакой не беря на себя ответственности
за его соответствие реальности», - «Коля Киселёв».
…Священник обретает сына и брата в сопернике
юности, которого хотел убить («Ильин день»). Человек переживает промысел Божий…
как ведро холодной воды. Это невыносимо, от воздуха Бога можно задохнуться.
Воздух Бога настолько плотен для человека – создания изнеженного и, как
показывает Байтов, ленивого – что дыхание Создателя порой воспринимается не как
ласковое дуновение, а как – погружение в ледяную воду. В смерть. И тогда
всё происходящее даже таким крепким в вере людям, как старец Гавриил и отец
Иоанн, алтарник Коля Киселёв - кажется «идиотским» и дьявольским… Но это не
так.
Книга Байтова о любви. Было бы странно, если бы она была о чём-то
другом. Искать в этих рассказах какой-то странной «правды» об алчных вороватых
попах и упрямых матушках было бы глупо. Мнение - в святоотеческом понимании,
раздражённая мысль - появляется, проходит мимо читателя, именно мимо и –
исчезает. Перед той самой улыбкой. Христа?
"Женщина, ходившая на собрания
религиозно-философского общества, знавшая Бердяева и Розанова... в двадцатом
году вместе с моим дедушкой - Студенческое христианское движение в Москве...
член мечовской общины... потом активная "непоминающая", ссылки,
духовная дочь владыки Афанасия Сахарова, потом лагерь - десять лет, двадцать
лет...
Ночью я плакал, видя остановившееся время посреди
голого, вытоптанного двора с нечищеным нужником и ржавой водопроводной
колонкой, кур, копающихся на солнцепёке, запутавшееся время и мою тётю Валю,
одичавшую там от пьяного мужа и идиотов-детей". ("Справка о смерти")
В этих рассказах нет того, что как-то названо было
«церковно-криминальное чтиво» (какое тут чтиво? однако читается легко!). Зато
есть сюжет рассказа, именно рассказа – мастерство удивительное! знает Байтов,
когда съесть паузу, а когда вытянуть её как орбит без сахара! – сюжет
небольшого произведения, в конце которого длится и длится извечная запятая. Это
русская проза, почти тургеневский «Записки охотника» - «Записки сторожа храма».
Если бы Нилус фиксировал не чудеса и предания, а только моменты ежедневной
жизни, у него вышло бы нечто подобное. Хотя методы Нилуса у Байтова есть.
«Здесь был ветер. Одинаковые круглые облака без числа толпились в
небе, мельчая к горизонту, но почти не двигались. Солнце, плывя в одной из
синих ям, ярко освещало ветреную окрестность. Приближалась Троица...» - здесь гуляли
и Шмелёв, и тот же Нилус, и… Тургенев, его тучки как стадо… Или вот это: «Тут
сразу пошла в гору улица - душная и дремотная, с глухими заборами, массивными
воротами. Высокие, старого кирпича, цоколи домов росли из земли вплотную к
мостовой. В верхних деревянных этажах цветы культурно томились в окнах - между
стеклом и тюлевой занавесочкой. А мостовая была когда-то - булыжная - но её
затянуло истолчённым в пыль песком и разбило потоками, низвергающимися здесь в
каждый дождь».
Рисунок
повествования Байтова – не совсем человеческий. Что, например, читатель
усмотрит вот в этой сцене из титульного для книги рассказа «Ангел-вор»:
«Два
почему-то ключа - разных - на стальном колечке. Один от шкафа - открыл... - а
другой? В шкафу - книги, бумаги, письма... беспорядок изрядный... старые
календари, фотографии, отдельные номера ЖМП на английском... И вижу, подсунута
под этот ворох шкатулочка. Второй ключ - как раз от неё... Открыл... И что, ты
думаешь, я там увидел?
- Толстые пачки денег битком, -
предположил я, не задумываясь.
- Ты совершенно прав, - немедленно
подтвердил Леонид и покивал, покивал головой, выпятив нижнюю губу, как бы
выпуская длинное беззвучное "пфффф!”»
Корыстолюбие попа? Трогательную заботу христиан о храме как о месте,
где можно видеть друг друга и собираться без страха? Выдумку рассказчика? Автор
и его герой, рассказывающий эту историю видят – Божественную Руку, до времени
защищающую человека от его собственной смерти. Даже путём… удаления сумки и
следующих потом скорбей: доноса, разбирательства с настоятелем и прочего.
Байтов невероятно точен в описании деталей. Порказывает несомненно
восьмидесятые, самое начало девяностых. Сама помню, как исповедовали под
лестницей в Семинарии (особенно трогательно – на пасху, на фоне библейских
сюжетов). Любой, кто был и видел – может заново пережить и приезд в тогдашний
Загорск, и холод нетопленного храма, который вдруг вознамерился восстановить
русский нувориш, и душную тесноту человеческой надежды на спасение, разверзающуюся
как полынья среди этой книги. Но от холода воды спасения перехватывает дыхание
– может, потому и душно?
«Мистическое, духовное событие он хотел профанировать, перевести
его в бытовую плоскость, и меня толкал туда же. А там, конечно, - что говорить,
- там проекция этого события совершенно искажённая, это ясно... Нет, ну, это,
конечно, такая проверочка на вшивость, что будь здоров!... Я не знаю, каким
только отшельникам посылалось что-либо подобное. Не думаю, чтобы мне по
заслугам: это так, авансом: улыбка такая, привет от Господа. Но я вечно буду
Бога благодарить, что Он мне это устроил, да ещё дал силы и разум через всё
пройти без запинки...»
Встретить такое понимание событий у нынешних прихожан почти
невозможно. Этот монолог Леонида – тоже свидетельство времени… и веры. Простой
веры, от живота своего – то есть, от самого сокровенного.
О юродстве в искусстве, а особенно в современной литературе написано
чрезвычайно много, так что не стоит повторяться. В юродивые современному
художнику попасть очень просто – надо только иметь адвоката и двух-трёх
присяжных рецензентов. Тогда можно выползти на солею храма, перевернуть крест и
спеть что-нибудь волчьим голосом. Или зашить себе рот. Или ещё что. Но ко
Христу, к Его улыбке это отношения не имеет. Так случилось. Христос, накануне
Крестной Своей Пасхи, выгонял торговцев из храма – но не был клоуном у
фарисеев. Байтов, как некоторые художники неофициальной культуры, пробует путь
юродства – но при этом остаётся трепетное живое чувство, сообщающее всему
повествованию веселье (веселие!). Этот невероятно трудный и опасный опыт был у
Ивана Бурихина, (отчасти) у Бориса Констриктора и Д. А Пригова.
Отличительная особенность большого художника – как мне видится после
энного количества лет писания о чужих произведениях – желание к тому, что
видит. Самовыражение – конечно, важно, но оно само собою как-то отступает на
второй план. Им может держаться всё, но оно не решает дела. Самовыражение может
быть катализатором, может быть фундаментом. Но в целом произведение растёт из
древнего (съесть плод с древа) любопытства, тяги к увиденному, любования – тут
даже желание обладать меркнет. Всё это есть у Байтова. Он буквально медитирует
на своих героев: как они едят, что едят (постный ужин отца Иоанна, пиво
посланного за краскою художника). В этих немного затянутых описаниях
чувствуется школа лучшей европейской прозы послевоенного времени.
«Ангел-вор» может полюбиться читателям самого разного уровня. Но вовсе
не потому, что вполне оценят его достоинства. Такова судьба действительно талантливой
литературы. Она бессильна и перед популярностью, и перед забвением. Есть в
медиабизнесе такое слово – сливать. Сливают моделей, актёров, рекламные ролики,
фильмы, театральные постановки, клубы, рестораны, события. Книга Байтова, без
особенного восторга принятая близким ему литературным сообществом, несомненно
будет слита (частично, полностью – не выйдет). Но будет и прочитана. Тираж
хороший – десять тысяч экземпляров. Однако если вы прочитаете эту книгу, вы
увидите, что это – уникальное явление в современной литературе, достойное
восхищения. Мне не страшно заканчивать так пресно – а как иначе можно было бы
закончить рассказ о прекрасной книге? Только таким вот унылым мычанием – хотя
бы потому что сама не написала ничего подобного.
*
Что касается моего личного отношения к прозе Байтова, то я долгое
время её не видела. Ну есть. Ну кто-то ценит. А мне зачем? «Ангел» не то чтобы
переубедил меня. Он примирил меня, ещё раз, в который раз – и без Христа это
было бы невозможно – с тем абсурдом, в котором надо жить, и завтра – то же… Но
уже немного веселее.
|