"Кабала святош" в МХАТовском варианте - не "Кабала святош" М. Булгакова. Вещь страшная, смеющаяся вещь. По сути - пьеса (!) о боге и церкви. О фатальной несчастливости человека, о чем и говорить-то неприлично. Гениальный Мольер, настоящее светило, оказывается глупым и пошлым, плавает в луже обмана, при всей своей гениальности и данных Ефремова (в чем-то лучше Мастрояни). И это не вызывает чувства трагичности, это немного смешно. Что самое пронзительное и страшное: ни осуждения, ни возмущения, все на островатом юморе. Даже эти масоны и архиепископы, манипулирующие разбитыми сердцами, не выглядят монстрами. Все крутится вокруг бога-эстета. Подумать только: бог-эстет. Булгаков вряд ли понимал, что такое прочтение возможно. Вполне могу себе представить, что после просмотра окончательно отказалась от занятий искусством и ушла в монастырь. Изюминка в том, что "Кабала" - одна из немногих пьес, показывающих неприглядность, необаятельность творчества. И это очень ценно, это шок - всегда. Это вершина откровенности.
*
Кстати, роман МиМ вполне может вызвать самые чистые религиозные чувства, что в планы МБ конечно не входило. Когда-то такое выворачивание наизнанку вызывало изумление. Но я, честно, и не замечала изнанки. Вживе происходит гораздо более страшное, что вижу. В "Кабале" МХАТа это поймано.
|