Геннадий Айги
Маки этого года
Это стихотворение 1985 года прекрасно показывает стилистику кино, изо и музыки того времени (хоть "Аквариум", Джой Дивижн или "Бойцовая рыбка"). А почему так? Один из импульсов, которые логически можно объяснить, но в объяснении (даже строго научном) будет чувство голода, недостаток.
Говорится о детях, преобладающий цвет должен бы быть красным (поздние пионеры). Но дети - "лишь одеянье невидимого". И Айги поворачивает стихотворение со всем его уникальным речевым моментом так, что это не метафора. Мне кажется, эти многочисленные (и порой надоедающие его "как") не метафоры, а что-то уже за пределами метафоры. Такой поэт не мог, просто в силу вИдения, не мог увлечься метафорой. Айги удивительно метонимичен. И тут валентности о трагичном празднике непослушания, цивилизации кидалтов распадаются. Хотя именно по таким валентностям вроде и шло "то время", тот виток. Но конкретизация витка сомнительна, хотя и не настолько, чтобы отбрасывать ее полностью.
Это стихотворение почти позднее. Трудное. С как бы съежившимся легкими. С большим количеством мелких дыхательных трубок, а не с двумя-тремя, как в шестидесятые. Для меня - нечто иконообразное.
Геннадий Айги удивительно умел найти основную струну стихотворения. Более искусной музыки в близкой по времени поэзии не знаю. И даже то, что местами стихотворение слабо, как бывает слаб живой человек, только сообщает дополнительное тепло. Айги несовершенен. И это не игра в несовершенство мастера. Он несовершенен именно как мастер - живой мастер. Мертвый мастер не может исправить своих ошибок и указать на них ученикам. Но что я говорю - Айги - мастер?
МАКИ ЭТОГО ГОДА
а не молчание а просто вроде
когда грустим мы отвечанья:
«не мы спасем не красота спасет
во всяком случае не наша не похожая
мы дети — можно обижать — такие
что можете войти — пройти вы как угодно
мы не задерживаем прекрасны мы по-своему
но слабые — лишь одеяние невидимого
как срока некоего
а ты ищи ты излеченья там
чего не знаем
— пройдя ли через нас? мы просто кротость
вы — сила действенная мы цветем
лишь от прикосновения
другой неспешной благосклонной силы
и это тоже лишь часы и дни
как соловей поет
дитя
не зная двигающей мощи
а отцветают так — и отцветем
как пенья нет — а сила неподвижна
проверкой» а не веянье а вроде
грусть — в слабых спотыканьях: так над полем
туманятся — подобья
1985
|