НАЕДИНЕ С АДОМ
(Елена Шварц: два года без поэта)
,
Когда настанет мне конец -
с огнём пойду я под венец.
"Элегия на рентгеновский снимок моего
черепа"
Елена Шварц
*
В суетливой тесноте начала двухтысячных, включая
и два прошедшие года десятых, всё же нашлось немалое место для Елены Шварц. О
ней пишут, и сейчас, порой кричат. Упоминают, как только заходит разговор о
великих поэтах современности. Исследуют творчество. Возможно, будет выпущено и
полное собрание сочинений, включая дневники и обширнейшую переписку, которую
вела поэтесса. На первый взгляд - всё благополучно. Стройная внешность,
стройная жизнь, тихая кончина, великий дар. На первый взгляд - одна из тех
русских поэтесс, материнский масштаб которых скрыт мирным биографическим
пейзажем, в котором теплятся лишь одна-две звезды. "Есть женщины, сырой
земле родные"... Короткие всплески панегириков сильнее подчёркивают это
ровное поле. Но Лены нет ни в панегириках, ни в ровном поле. Лена неуловима как
пламя, которое то растёт, то прячется под слой пепла. Ненадолго. ...Очень и
очень долго думала, стоит ли мне, с моей, очевидно созвучной, фамилией, писать
о её стихах - и склонялась к тому, что не стоит. Только тогда, когда поняла,
что могу молчать, - решилась.
Её биография не изобиловала событиями, которые
пошли бы поэту её масти - мрачноватой, бурной, внезапно освещаемой молниями,
фосфоресцирующей. Не было ни войн, ни гонений, ни тюрем, ни многочисленных
бурных браков и разводов. Но во всей её небольшой графической фигурке есть нечто
роковое. О да, это настоящая пиковая дама современной поэзии. Но жизнь её была
монашески тиха, и кончина тоже. В полусне от усталости, под звук псалма. Для
чего вызываю все эти подробности - как сама Лена вызывала и вызывает бури.
Чтобы настроиться - и жаль, что неокончательно - на ту высокую щемящую ноту,
которая ещё по кончине звучала в отзывах (и то скорее частных, не засвеченных в
медийном пространстве), но которой не слышу сейчас, а без неё память не
состоится.
Для меня писать о том, что Елена Шварц для меня -
всё равно что наступить на живое существо. Чувство пронзительное и дикое, никак
не приручаемое - но оно даёт мне Лену и её мир - конечно, только то, как я его
вижу. Но мы с ней одной крови - то есть, почти однофамилицы. Это измучило меня
- а может, её? Я чувствую себя попросту предателем, вынося на свет из
сокровенного её, Лениного, мрака, моменты острой и неуютной жизни, которая так
и не закончилась, и - так или иначе - существует во всех, кто знал, был и
читал.
Отнюдь не считаю, что все-все фрагменты должны
быть собраны, как в майяской мозаике, и представлены читателю. У меня нет
личных воспоминаний и материалов. Даже знакома с Еленой Шварц не была. Но
именно это моё не-знакомство - изначальная отстранённость от места действия,
действующих лиц и прочего - и даёт право на ту высокую интимность рассказа,
которой не может быть у памяти, отягощённой личным впечатлением. И потому так
ценны для меня щемящие, как она сама и её стихи, обрывки подлинного документа,
свидетельства о Елене Шварц.
Некогда один из питерских поэтов, по-достоевски
бежавший от надвигавшейся спекулятивной питерской бесовщины в тихое место,
обронил в кофейную чашку: "Я не выдержал. Ушёл. Оставил её наедине с её
адом". Вряд ли он понимал - но вероятно, что понимал - насколько точно он
выразил общее отношение к Лене, что бы кто ни говорил. Что это формула
отношения к Елене Шварц и её стихам: "Оставил её наедине с её адом".
Что за пределами этой простой, как вода из-под крана, фразы, начинается
демагогия, которой, признаться, не хотелось
бы в разговоре о поэте.
На ней слишком и плотно сошлись обстоятельства,
которых никто другой выдержать не мог, да и сама она выносила их не без труда.
И, возможно, её уход был освобождением от гнёта обстоятельств, которые (и она
вероятно это чувствовала и знала) теперь висят в воздухе и ищут другого поэта.
Как мерцающий (а когда-то - бог света) Аполлон, как стихи, в страдании
взывающие к своему творцу, как птицы, рыбы, кошки...
Здесь начинается сказка, в духе самой Лены,
напоминающая отчасти "Алису в стране чудес". Богу понадобился поэт.
Не просто поэт, а такой, чтобы Он мог с ним говорить, рассказывать ему, как дед
рассказывает внучке, о Себе и о творении. Московская четвёрка - Вознесенский,
Ахмадуллина, Рождественский, Евтушенко - ещё блистала и казалась невесть каким
новшеством. Ещё живы были благородные старики, вокруг голов которых алюминием
светились неприступные нимбы. Но всё это тогда, в самом начале семидесятых,
было уже очень далеко, и Богу не хватало уже ни великолепной четвёрки, ни стариков.
Тогда Он взял свою особенную поэтическую глину и
создал поэтов. Поселил их в Ленинграде, собрав из разных городов. И устроил
так, что почти все они встретились. И Бог стал радоваться им и звать по именам.
Отзывались не все. И только один - девочка - поминутно оборачивался, слыша своё
имя.
Неудивительно, что у поэта есть свой ад. Потому
что у поэта есть и свой рай. Но это демагогия, или "религиозный
тренд", как может выразиться литературный меркатор. Дело не в аде, рае или
своём. А в том, что стонущее под тяжестью дара человеческое существо умудрялось
управляться с такими объёмами культурного материала и так оригинально... Она
была урождённым титаном - как бывают урождённым аристократом. Но ни для кого из
её окружения признать это было невозможно. Она была Леной. При том, что её
стихи нравились, читались, - а судьба довольно уверенно шла по восходящей - она
оставалась Леной. Чуть (или не чуть) грустной, особенно, младенчески
чувствительной - но Леной. И так она сама называла себя. С каждым годом росло несоответствие
между выходящим из тени растущим Хаосом - и небольшой частью Божьего космоса,
которым была Лена.
При наличии любого текста можно доказать любую
мысль - говорит Хаос. Можно доказать и то, что Лена не верила Богу и не верила
в загробную жизнь. Можно доказать и обратное. Таков закон современности, а,
впрочем, можно жить и в обход него. Но мне кажется, что с ней постоянно что-то
происходило - внутри и, отчасти отражая внутренние события - вовне. Её Обводный
канал, комната мамы, куда после смерти Дины Морицовны, Лена почти не заходила.
Мой знакомый однажды сказал: "Она сказала, что у меня будут ещё дети - и
дети, действительно, появились". Она, в полном соответствии своим стихам,
то увеличивалась, то уменьшалась до пылинки, точки, почти православно
"смиряясь в прах". Я очень верю этому смирению - уже без кавычек - и
даже небольшому, изящному юродствованию, которым приправлены её стихи. Она
отнюдь не мрачна - смиривший себя хоть раз человек не может быть мрачным - но
она невыносимо тяжела. Она удивительно свободно и без всякого сомнения
следовала Божьему о себе предназначению, и, кажется, даже ни разу в нём не
засомневалась. И это при её лисах, кровавых грёзах, алхимических символах,
свастике, возникающей в Большой Элегии на стороны света.
Она не подчинялась стихиям - она, как Божий
микрокосм, оставалась наедине с Хаосом и на Божьем языке описывала его черты,
его поведение и свойства. Представить её повелевающей стихиями совсем нельзя -
она слишком хороша для Снежной Королевы. Мой знакомый как-то сравнил её голос с
горным ручейком: камушки перекатываются, вода холодная. Когда я слушала записи,
меня особенно поразил её громкий вдох, её "аах", с которым она
перехватывала цепное дыханье.
В ней и в её стихах - а это тот случай, когда
разделить почти невозможно - слишком много жизни. Слишком много субстанции,
которую можно определить лишь детским "настоящее". В ней слишком нет
омертвелых форм, чтобы можно было сказать - это религиозно или это гностично;
это неофициально или это бред. Лена никогда не примирится с учебником - хотя
сама, кажется, писала статьи для учебника по литературе. Она, не долго думая,
пошлёт свою пепельницу в того, кто начнёт важно рассуждать о вкладе в культуру
второй половины двадцатого века поэта Елены Шварц. Она есть - несмотря ни на
что, всё так же наедине со своим адом и кругом отчуждения, - как полагается
поэту. И ни один критик не сможет разорвать этот круг, ни один читатель не
пройдёт сквозь него - потому что создан он не ими. Не человеческое он создание.
Бог таким образом обручил Себе ту девочку, Он выбрал именно эту беседку из
костей для Своего отдыха и покоя. Именно этот голос для того, чтобы слушать его
во время отдыха. А она всё так же босиком носится по берегу Бога и смеётся,
как, возможно, не смеялась при жизни. "Это единственная фотография, на
которой она выглядит совершенно счастливой!"
Ленино море, конечно, Балтийское. Янтарное, не
жаркое.
Когда в моих руках оказалось нечто, журнал,
"Смена" или "Аврора" (какое это имеет теперь значение?), на
стол литинститутской читалки упал луч солнца. Лиса спешила на северо-запад.
ЧНБ
|