Ценность записей о кино в их сценарной краткости и наглядности. Фильм все же нужно смотреть. Так что постараюсь не оскорбить собственный перфекционизм.
Итак, восьмидесятые. Этот кинематограф менее драматичен, более пластичен и - что покажется парадоксом - более эмоционален. Но и более мрачный. Если тоска безысходности, выраженная в финале классической "Премии" Микаэляна, освещена фонарями и женскими голосами, но в кинематографе восьмидесятых этого не ждите. Скорее всего в музыке будет настороже Артемьев.
"Идеальное преступление" 1989 года от Игоря Вознесенского рекомендовал бы по причинам... биометрии. Фильм этот экранизация романа Зиновия Юрьева и помечен как фантастика. Но по мне так это классический и отлично снятый боевик с претензией на интеллектуальность (и оправданной, я считаю). Зритель попадает в общество, где всем руководят электронные системы, в частности, в правовой области. И не факт, что человек сможет укротить или перехитрить свое создание.
Полтора часа мужской красоты, включая утонченного каратиста, погонь на дорогих машинах, прекрасной природы, интернационального состава актеров (от Прибалтики до Средней Азии). И нежнейшая Елена Проклова в роли девушки из высшего общества.
Мне фильм показался интересен еще и уникальной эротической сценой в темноте. Захватывающая, тревожная, мощная красота. Ну да, эротику (как сказала некогда прекрасная Барбара Брыльска) у нас снимать не умели. Но это же 1989, скажете вы. Со временем расскажу, что как раз эротику в СССР снимать умели.
"Очная ставка" 1986 от Валерия Кремнева (музыка Юрия Саульского, и очень непростая, и очень красивая). Думаю, съемки этого несколько феминистского триллера начались еще в 1985, во время известной кампании.
Фильм интересен тем, что здесь возникает равновесие двух ярчайших главных героев (в исполнении Елены Сафоновой и Николая Караченцова) и фона, который волнуется и поддерживает их. Мне например понравилась фигуристая блондинка-ткачиха, подруга главной героини Анны.
Но все дело конечно в ней. Ломаная грация, нелепый красный шарф, который вокруг нее как некая петля, потрескивающий голос, прозрачные глаза. Караченцев здесь играет нормального мужика, без прибабахов (ну почти). Представить это трудно, но он хорош.
Она весь фильм бежит по своим следам и хочет спрятаться в нем. Не дает ребенок, который открывает отцу материнский секрет. В общем, "Антихрист" Трира на почве борьбы с пьянством, да и только. И еще - не поверите - самплы для композиций, которые сами герои и расписали! Учитывая дотошность той школы, думаю, Караченцов нашел, где оттянуться помимо камеры.
А финал страшный, и совсем несоветский. Потому что это слово - советский - не совсем точное.
*А Караченцова вдруг увидела в метро, в девяностых. Зашел, немного под хмельком, с двумя молодыми актерами, наряженными в карнавальные костюмы. Был ноябрь, надвигались корпоративники. Он подзадоривал актеров: "ну ты хозяйством своим потряси", - и сам довольно ловко и легко двигался, хотя был уже не так строен и лицо было бледное. И все в вагоне метро. Кайф же.
|