Наталья
Черных. Остров любви: Рассказы о Церкви. М.: Эксмо, - 2013. (Серия: Религия.
Рассказы о духовной жизни). – Я
давно её культивирую! – воскликнул художник Виталий Грибков. Мы
рассматривали альбом Элен Франкенталер (Helen
Frankenthaler) в книжном магазине на Кузнецком мосту. Привёл нас туда художник
Борис Сафронов, пообещавший показать, наконец, настоящую живопись. Радостное
ощущение открытия: холодные цвета в своём течении не конфликтовали с изысканным
красным, в атмосфере свободной и располагающей. Виталий Грибков продолжал: – Франкенталер реализовала
идею безыскусности в движении к Абсолюту, в раскрытии Абсолюту… Прежняя
живопись, Пикассо, Матисс, агрессивно утверждали себя, ставили себя в
пространство. А Франкенталер движется в пространстве с открытым умом, без
насилия. Почему мне вспомнился
этот разговор о безыскусности, имевший место в Москве летом 2006 года? Сказанные
тогда слова имеют самое непосредственное отношение к возможностям искусства, не
исключающего, но включающего религиозный опыт. И вспомнился тот давний уже
разговор над страницами книги Натальи Черных «Остров любви». Речь автора,
перетекающая от рассказа к рассказу – а всего их в книге пятьдесят, – многослойна;
при внешней простоте, присутствует очень реалистичная, здравая рефлексия. Едва
уловимая ирония. Неожиданные переходы с одного – на другое. И желание в
какой-то момент остановиться, скрыть что-то мешающее теме книги: встрече человеческой
личности с Богом. «Мне
думается, встреча с Богом всегда одна – но есть множество отражений этой
встречи в разные периоды жизни. В разных ситуациях» (с. 15). Как говорить о такой
встрече? Сначала может показаться, что для рассказов своих Наталья избрала жанр
воспоминания-исповеди, веками варьируемый в христианской письменности. Повествование
об очень индивидуальном опыте преображено взглядом человека, привыкшего
готовиться к исповеди. Опыт церковной исповеди прежде всего меняет не
менталитет человека, но взгляд, его оптику. В данном случае – оптику участника движения контркультуры в позднем СССР. Когда-то Наталья
принадлежала к одной из субкультур большого города и она много пишет о
кризисных личностях, как бы между прочим – об алкоголе, скитаниях, «зелье»… страницы
книги уместили только какую-то часть негативного опыта определённой социальной
среды. И воспоминания эти поистине печальны! Меня приятно удивило, что
повествование об обращении лишено лубочной стилистики: ни поверхностного
энтузиазма, ни мазохистической ноты. Постепенно
воспоминание-исповедь, повесть о своём религиозном обращении становится как бы
прозрачной, пропускающей множество других частных исповедей и обращений, лиц и
голосов. Книга «Остров любви» чрезвычайно населённая, вся – обитаемая, так что
можно смело говорить о переносе акцента с фабулы на человека. И вот здесь
проявляет себя та безыскусность в раскрытии Абсолюту, о которой я вспоминал,
читая книгу Натальи Черных. Просто истории просто людей, сквозь которых дана
ясная уверенность автора во встрече, не для себя одной, но – многообразно,
иногда парадоксально – и для каждого другого. Вера переживается через движение
души к другому человеку и вместе с людьми – к общей молитве. При том, что люди
в «Острове любви» нередко кризисные, далеко не безмятежные. Вероятно, сказывается
церковный реализм, Наталья Черных вообще внимательна к теме Церкви, чьё имя
даже вынесено в подзаголовок книги. Самое время сказать, что в истории христианских
общин присутствовали важнейшие признаки церковности: литургия, диакония,
койнония, мартирия. Литургия стала со временем зримо доминировать, диакония
(служение) проявляла и проявляет себя в различных медико-благотворительных
начинаниях. Мартирия (живое свидетельство о вере Христовой), к сожалению, была
отнесена к одним только мученикам за веру, что совершенно не справедливо; опыт
свидетельства может присутствовать в жизни каждого крещённого. Наконец,
койнония (общение верных между собой и с Богом), неуловимая, харизматическая
ситуация взаимораскрытия сердец в конкретной социальной среде, вообще трудно
уловима для стороннего взгляда. Не рискнул бы отыскивать в рассказах «Острова
любви» свидетельство-мартирию, но уверен, что рассказы Натальи Черных вдохновлены
христианской койнонией. И ещё одно соображение,
посетившее меня в связи с профессиональными занятиями историка. В XXI веке в социо-гуманитарной академической сфере
началось изучение религиозной жизни России советского периода, включая и
памятные нам ещё годы Перестройки. При этом выясняется, что ключевой проблемой
является фрагментарность и ограниченность источников. Ценность могут
представлять любые дополнительные свидетельства современников; сказанное
относится и ко временам более поздним, нежели Перестройка конца восьмидесятых
годов. Поскольку книга Натальи Черных запечатлела работу памяти и в известном
смысле является мемуарной, многие детали церковной жизни, атмосфера духовных
движений в субкультуре, портреты единоверцев, всё это со временем будет оценено
религиоведами-антропологами и историками эпохи. Текст «Острова любви», кстати,
изящно оформленный художником, к сожалению, не всегда оставляет чувство завершённой
редактуры. Иногда не хватает подстрочных примечаний, например, к повторяющейся загадочной
аббревиатуре БТМ - так именуется вуз, который закончила Наталья Черных. Присутствуют
фактические несообразности; например, герой новеллы «Максим: История
одного обращения» учился в Московском университете «на одном из
исторических факультетов. Кажется, даже на ромгерме» (с. 531). В МГУ
есть только один исторический факультет, а романо-германское отделение – в
составе филфака. И здесь, наверное, можно было бы в университетской манере
добавить: несмотря на отмеченные недочёты, текст Натальи Черных соответствует…
Впрочем, оно ведь и так понятно! Илья Семененко-Басин, доктор исторических наук 16 июня 2013 г.,
Москва
* Расшифровка БТМ - Бибилиотечный техникум. Максим учился на ромгерме (филолог).
|