Взялась смотреть и пересматривать фильмы, о которых Андрей Тарковский говорил на лекциях. В основном Бергман и Брессон (а что еще могло быть). Ну, и подростковая рефлексия накатила.
*
"Причастие" Бергмана очень современно по кадру, вполне сохраняет балтийский юмор в диалогах, восхитительно Максом фон Сюдовом, хорошо для сомневающихся и невоцерковленных, но симпатизирующих, так скажем. С Богом кокетство невозможно, но отдаленно светская трактовка Его Евангелия может быть полезна. Фильм чудесно красив, это конечно шедевр, но христианину там делать нечего. Я смотрела почти без переживаний, включаясь только в сцены с фон Сюдовом, но восторгаясь балтийской красотой фильма.
В общем, поняла, что для Бергман и Тарковский это как две метагалактики или несообщающиеся сосуды. Но тягу Тарковского к такому кино очень понимаю.
Так что теперь буду ходить вокруг "Сквозь тусклое стекло" и "Молчание". Трилогия так сказать веры.
*
"Дневник сельского священника" Брессона работа нервная, немного больше литературная, чем нужно кино, и очень горячая. Это кажется настольный фильм для современного христианина. Тут есть все проблемы современности (или почти все) и все вызовы постхристианского мира. Актерский состав - то, что надо. Смотря, испытывала наслаждение, как будто читала Гюго. Видимо, дело в моей романофилии и отрицании всего скандинавского. Именно как фильм - нечто динамичное, с конфликтами, структурой - почти идеальный. Тут яснее, чего хотел Андрей Тарковский от кино, однако больше сходства с "Ивановым детством", а не с собственно Тарковским.
*
Подростковая рефлексия. "ТАСС уполномочен заявить". Ах как зря этот сериал не воспринимается как фантастический, притчевый, про жителей другой планеты! Да это звездные войны какие-то. Но как много там красиво и любовно снятого моего города, какие красивые люди! Платье-рубашка на Ольге-Алферовой - ну просто хочу тут же такое. И летит, и волнуется. А у нее голос низкий, и глаза инопланетянские, светлые. А генерал КГБ (который Штирлиц); он же хозяин Белого Бима Черное Ухо, - он же не умрет от приступа, он спасет! Очень люблю эту прохладную игру Тихонова, это мягкое отстранение от персонажа.
А фильм на самом деле про судьбы людей после войны. Причем не титульные. И никакого Галича "к соседке схожу за добавкою". Тут все строго и страшно: жизнь, лагерь, смерть. Не, отличное кино про послевоенные судьбы и любимый город. И про Африку конечно.
|