без числа
Публикация стихов Геннадия Каневского очень удачно
предваряется его текстом. Текст, не опасаясь быть неправильно понятым, ставит
чёткие границы того, что избыточно в современной поэзии - "что есть поэзия
— земной ли она отголосок божественной речи, производство ли новых смыслов или
расширение пространства мифа". Автор утверждает, что для него поэзия - ни
то, ни другое, ни третье. Не потому, что формулы не верные, а потому что они
избыточны. Они идут извне и начинают давить - как стены. "Голос навсегда
ужаснувшегося человека" - это как раз то единственное, что можно ещё
противопоставить стенам, даже зная, что стены сильнее.
Но стихи по-хорошему контрастируют с авторским определением. Письмо Каневского
- плотное, яркое. Чем-то напоминает художников двадцатых годов двадцатого века.
Петров-Водкин, Дейнека... И конечно - Шагал. Плотная, фактурная, яркая
реальность - и нежный, но ещё более яркий мир грёз. Он более милосердный, и,
конечно, более желанный, чем место под земным солнцем.
— о чём ты бежишь, утренний бегун в парке?
о чём неслышно рушишь воздушные арки,
врата света, встающие перед тобой незримо?
о чём возвращаешься, падающие листья целуя,
о чём волочит стопу, припадая слегка на цезуре,
бегущий рядом ризеншнауцер-сучка по имени рифма?
Стихотворение, из которого взята эта строфа - с эпиграфом из Чеслава Милоша. Но
мне эти интонации напоимнают стихи Константы Галчински. Каневский слышит и
умеет передать зябкую иронию польского поэта.
Пейзаж, близкий поэту - конечно, городской: Москва. Даже если Каневский пишет о
деревне или крохотном городке (как в "Заклинаниях святогорского
уезда") - он пишет о сельских реалиях как горожанин. Москва - не просто
город. Это стихия, стихийное начало. Где бы ни происходило действие - дача,
берег Волги - московская стихия провоцирует его, заставляет развиваться и порой
сметает. Этот московский говорок чувствуется в порядке слов, интонации,
торопливой грамматике Умение так слышать говорок родного города - ценное
приобретение в поэзии.
Свести всё к точке - чтобы потом из этой точки вырос гриб. Возможно, атомный.
Каневский пытается. Он пишет стихотворение, как будто надеется создать некий
новый терменвокс, с помощью которого (тут вам и стимпанк) будет взорвано всё
угнетающее и душащее - те самые закрывающие свет и выпивающие воздух стены. И
тогда - романтик! - можно будет любоваться соснами за окном.
|