Главная » 2013»Июль»8 » НА СЕРЕДИНЕ МИРА - записки редактора - ЕВГЕНИЙ НИКТИН
21:24
НА СЕРЕДИНЕ МИРА - записки редактора - ЕВГЕНИЙ НИКТИН
Растерянные Евгения Никитина - традиционны и сюрреалистичны. Вспоминается хрестоматийное "Пролетарский Амок" Рене Шара: "и чей-то труп в телеге". Ритмы вошедших в публикацию стихов довольно разнообразны, слышно даже неискушённому уху. От элементарного ямбо-хореического "я был дом - я был дым" или "свечное пламя мается, дрожит" до остросовременного, сухого и резкого: "словно прострелено его горло". Это дважды "го" - очень новый на мой глаз признак. Оно ни нарочно, ни случайно, а мгновенная, какая-то черновиковая прихоть: изобразить русскими буквами иероглифы. Эти два го с паузой - иероглиф, дублирующий глагол "прострелено". Однако - отошла в сторону. Стихи Евгения Никитина все - в ритме, ритм - их стихия, даже если Никитин пишет нерифмованным стихом. Но ему нравится размеренность строк, нравится искать рифму, он знает ей цену (потому и может выбрать из банального - наиболее оригинально-банальное, как аристократ - торговку апельсинами). Крайне важна звук опись, она может быть очень эпатажной: "буддизм для быдла", "обомлевшим окнам". Здесь - хорошо прочитанный ранний Гандлевский.
Но мне интересны в этих стихах не столько стихотворческие моменты, сколько фокус зрения поэта, а он почти идеально соответствует тому, что мной читалось о фокусе сюрреализма. Но стихи Никитина сюрреализмом назвать нельзя. В них много тёплого и живого чувства к действительности, чего сюрреализм не предполагает. Сюрреализм видит всё вместе ("и дырявая автомобильная шина", Е. Головин). В стихах Никитина всё вместе просто не может быть; там могут быть только те вещи, с которыми есть отношения. Не просто отношения, а созданные тёплым симпатическим чувством. Эти стихи оставляют на некоторое время в растерянности. Если по злому неведению принять совсем всерьёз самобичевания автора, можно возмутиться: что это за прилюдная исповедь слабого человека! Но вглядитесь: говорящий эти стихи прозрачен и изменчив, он неуловим (что отлично изображено в первом стихотворении публикации), он скорее лукав, чем простодушен. Но в нём есть некое подлинное свечение, в котором видны окружающие вещи и отношения; лучше, чем они есть, их любишь...