Главная » 2013»Июль»23 » НА СЕРЕДИНЕ МИРА - записки редактора - ВАЛЕРИЙ ДЁМИН
20:12
НА СЕРЕДИНЕ МИРА - записки редактора - ВАЛЕРИЙ ДЁМИН
без числа
Чёрные дыры. Из глубины. Валерия Дёмина по определнию авторя является лирической поэмой. Эти стихи напомнили мне о стихаха Фотиса Тебризи. Если это стихи, то стихи не ради стихов, а ради фиксации опыта и размышлений автора - это медитация словом. Автор рисует словом, иногда воспринимает его как фокус, сквозь который ему открываются картины. Дело тут в картинах: "мягкий знак чьей-то свежей могилы". Логично было бы ожидать, что автор определит эти стихи как личный поэтический дневник, фиксирующий моменты личного опыта-медитации и запретит читателям его читать. Но автор дал этот дневник Середине Мира, определил его как поэму и тем самым дал мне возможность сказать, что На Середине Мира появилась поэма-дневник. Фрагментов - тринадцать, как знаков в зодиаке, что наводит на мысль о том, что произведение привязано к личному времени автора и отражает календарные события. Время делится на фрагменты, поэма - тоже. каждый фрагмент рисует образ конкретного отрезка времени. Вот, например, отрывок, который напоминает мне вторую половину января.
II Воздушная яма. Мягкий знак чьей-то свежей могилы. Через ухо игольное прошел человек. Его не удержать вовек Ни лону, ни судьбе в соитии светила, Морозом схваченной испарины небес. Луна - вот пот жемчужный, чуждый любых завес, В раковине черепа свернулся, Как молоко, от топота божеств. Очнулся танцующий под сводом мирозданья Толпящийся огонь сознанья.
Поэтическая ткань фактурна, но чувствуется небрежность, о которой можно сказать как то, что это - художественный приём, так и то, что автору принципиально не хотелось изменять написанное. А это - попытка сопротивления московской поэтической тенденции. В этих стихах всё нарочно и всё подлинно. Вся поэма - как гневная волна, в которой есть и нежность. Почти отчаяние в поиске, но и отвержение цели. Жизнь в потоке - как у Гюго в первых главах о Жане Вальжане, после его встречи с епископом Мириэлем.