Как они жили. (Исаак Сирин, "Слова подвижнические", 10.)
В один день пошел я в келлию к одному святому брату, и по немощи своей прилег у него на одном месте, чтобы походил он за мною ради Бога, потому что знакомых у меня никого там не было.
А вот этот фрагмент из Исаака Сирина чрезвычайно глубокий и немного неясный, но кажется, очень точный. Имею в виду все эти наши картинки воображения с крыльями и изображения "мытарств", к которым нет-нет да и отнесёшься буквально.
"Вем человека о Христе, прежде лет 14: аще кроме тела, аще ли в теле, не вем: Бог весть: восхищена в рай... и слышавшего глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати" (2 Коринф., 12, 2 - 4.)
"Что ум приемлет телесными чувствами, то ими же может опять и изъяснить в области телесной: а что ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя, в области Духа, того, когда возвращается к телу, неспособен пересказать, а только воспоминает, что видел это; но как видел, не умеет поведать ясно. И сим обличаются ложные писания, так называемые откровения, сочиненныя начальниками ересей, растленных мечтанием бесовским, о обителях на тверди, в которыя возводят ум для самовольного уразмения, и о восхождениях ума на небо, и о местах, отведенных для суда, и о многовидных образах горних Сил, и о действенности их. Все это есть тень ума, упоенного самомнением и приведенного в безумие бесовским деланием. Поэтому-то блаженный Павел единым словом заключил дверь пред лицем всякого созерцания, и затвор его (созерцания) внес внутрь молчания, где ум, если бы и мог объявить о сем, не получил бы на то дозволения. Ибо сказал, что все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати".
|