ДЕВУШКА
- ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ИЛИ СВЯТЫНЯ?
Каждый
человек ищет Девушку. Женщина, мужчина, старик и девушка. Особенно девушка - в
фильмах, журналах, рассматривая прохожих. Если находит - вспыхивает. Девушка -
как огонь. Вызывает трепет, восторг и массу других чувств, но обязательно
восторженных. Зависть, гнев, ярость... Предмет - именно Девушка, а не туфли,
платье, глаза, молодой человек рядом с нею. Именно Девушка. И каково же бывает
разочарование, когда эта жемчужная стрела оказывается... даже не лошадью. Так,
чтобы поглючить можно было. Заменимой. Миф о том, что женщина ненавидит
соперницу очень хорошо развенчивается. Ревнивица потому и ревнует, что видит
рядом с молодым человеком что-то не лучше неё самой. Но ведь предполагалась,
что - царевна, и говорил - царевна. Как же хочется верить, что - царевна,
видеть царевну и изнывать от её красоты и чистоты. Но молодой человек порой
этого сам - что царевна - не подтвержает. А говорит ей, королевне, в трубку в
присутствии ревнивицы: задрала ты меня, задрала. Так устанавливаются в высшей
степени тонкие и доверительные отношения между двумя женщинами. Обе они имеют в
виду Девушку. По несчастью та, за которой ухаживают, не всегда понимает, что он
ищет Девушку. А не её. Соперницы могут и не говорить, могут даже враждовать. Но
теперь они обе - весталки страшного культа Девушки.
Одно и
то же - образ ускользающий, трогательный (пусть даже некрасивый, не
субтильный), немного резкий, в чистоте своей почти грубый. Девушка! Способная
сильной рукой оттолкнуть страстного поклонника, убежать, переделать гору дел и
остаться сияющей как на страницах журналов мод семидесятых. Ей можно мыть пол,
возить её лицом по полу - её непостижимая улыбка останется прежней и даже ещё
больше засияет. Ни один предмет для человека так не вожделен, как Девушка.
Ничто не вызывает такой ярости и злобы, как девушка. Ничто и никто Девушки не
заменит.
Девушка
- это зажигалка. Можно пложить в карман, она слова не скажет и с ней никаких
никогда проблем. Сломалась - отдать в починку или выбрость. Девушка - бизнес.
Вокруг неё строится судьба - от распорядка дня до манеры говорить и покупок
недвижимости. Девушка - капитал. Она приносит проценты. Если есть Девушка -
есть всё. Нет Девушки - нет ничего. Зачем семья, работа, бизнес, творчество,
когда есть Девушка? Но если Девушка становится чем-то из названного - вернее,
что-то из названного становится Девушкой, берегись. Она возьмёт всё до
последнего. Её жрец будет свято веровать в её непорочность и чистоту. Но что
такое чистота сейчас? Небольшое пространство, за пределами которого можно
оставить гразь? Запах средств личной гигиены? И что есть блудливость? Ложиться
с одним, желая другого? Но ведь именно так поступают женщины, которые кажутся
верными и чистыми, которые даже отчасти эту чистоту свою доказали. Бизнес ркшится,
семья распалась, дети выросли, Девушка осталась и требует новых жертв.
Девушка
пришла танцующей походкой Лесбии из античности. Считается, что в античной
Греции эротика была яркой, точной, невинной и радостной. Потные тела при плюс
тридцати, без мыла и дезодоранта? Но человек невольно мирится с запахом другого
человека, пусть даже в метро - если это милый ему человек. А если это мужчина и
он считает, что рядом с ним - Девушка, то она, конечно, благоухает даже без
душа. Человек мирится с неправильностями тела, запахом изо рта, расцветшей
болезненными точками кожей. И он говорит, что это прекрасно, что никакого
значения не имеет, что несёт от неё алкоголем и табаком. Ведь это - Девушка. А
она - не та, которую облизывают - стоит рядом и смеётся. Девушка всегда смеётся
и убегает. И уводит с собой всё-всё-всё. Можно потом, когда она ушла, разобрать
на части воспоминания о ней. Убеждать себя, что во всём сам виноват. Или она
виновата, такая-сякая. Но оставленную ею пустоту не заполнить ничем - жизнь
кажется вялой и бессмысленной, хотя порой это совсем не так.
Поздняя
античность и раннее средневековье дало образ грозный, сильный - почти
императрица. Христианство создало Пресвятую Деву, способную принять Божество и
Спасителя в Своё Лоно. Человек всегда чувствовал, что в Девушке есть нечто,
выходящее за пределы тела - хотя такое представить невозможно. Ведь девушка -
это же сугубо физическое явление. С платьями, туфлями, лаками, помадами и
взглядами. Не то невинными, не то порочными. С некоторыми частями тела, к
которым очень хочется прикоснуться. Ей нельзя обладать вполне - но отчасти
можно. Иногда возникает чувство, что Девушка - твоя. Завиток пространства и
времени, зарница, звездочка.
Девятнадцатый
век в России - век "тургеневских девушек". Литературные критики
превозносили их, находили, что характеры героинь сильнее характеров героев,
восхищались смелостью и силой жертвенной любви. Это лучи Девушки, неосознанно
посланные ею в писателя. Катюша Маслова в "Воскресении" Толстого -
тоже Девушка. Объект поклонения, сохраняющий своё величие даже на каторге. В
присутствии Девушки нет места чувственной любви. А все проявления, называемые
чувственной любовью, приобретают ритуальный характер. Возникает хаос, плотское
и бесплотное меняются местами. Акт плотской любви поднимается до ритуала и
теряет значение как акт плотской любви. А ритуальное действие - посмотреть на
лицо, например - поднимается до акта плотской любви. Но Девушка от акта
плотской любви убегает. Так что приходится выбирать - либо Девушка, либо акт
плотской любви. Но не стоит надеяться, что если выбрал последнее, Девушка
оставит в покое. Нет. Она будет возникать, как героини новелл Эдгара По, и
ничего с ней не сделать. Она так или иначе возьмёт своё.
Молодой
человек, у которого нет девушки, ищет... Ему кажется, что просто - тёплое
нежное существо, которому бы нужна была его пока нерастраченная нежность.
Вместе, улыбаясь, всю жизнь. Или, если опыта достаточно, устраивающее глаз
податливое тело, с которым было бы приятно двигаться в постели - или не в постели.
Но этим, как почти тут же выясняется, отношения не ограничиваются. Нужна
Девушка, а её нет. Робкий эфемерный образ становится грозным, почти карающим.
Можно представить, что разговоры о личной жизни превратились в облака. Сейчас
их больше и они гораздо гуще, чем когда бы то ни было. Так сильна жажда
Девушки. Но Девушка вторгается в ваши личные отношения, и вы её возненавидели.
Её не взять, как статуэтку, не выкинуть - она вернётся. Но без неё - никак
нельзя. Без неё - портится характер, возникает нечто подобное голоду.
Если
раскрыть голову как цветок, узкий коварный образ прекрасной мучительницы
лопнет. А вместо него откроется другой, необычный, непонятный. Она - тоже
объект поклонения. Она - единственное сокровище. Святыня. В её окружении нет
ничего, что раздражало бы - потому что сюда нет доступа ничему раздражающему.
На неё нельзя напасть - хотя она сама может покарать. Она не может быть
поругана, потому что она бесконечно выше всего, что можно себе представить. Её
женский род прекрасен, но он не подразумевает слабости и капризов, что может
быть, и отталкивает - но ведь Девушка казалась сильной и даже немного грубой.
Но в присутствии этого несозданного человеком явления Девушка меркнет. Девушка
создана человеком как игрушка. Она печалится и страдает как забытая кукла,
потому что создана человеком - человеческим сознанием. А та, которая наполняла
Девушку - не создана, хотя порой почти слита с нею. Та и есть - святыня.
Но пока
человек не знаком со святыней, он ищет Девушку. И нет ничего удивительного в том,
что он порой её находит и считает богиней. Покланяется, совершает положенные
ритуалы заботы и нежности. Он уверен, что если есть у него Девушка - в жизни
всё хорошо и всё не зря. Пусть остаётся хотя бы в этом счастливом неведении.
Всё же девушка.
|