О стихах Ольги Брагиной. Обращает на себя прежде всего плотная, перенасыщенная запись. Если ещё до чтения (некоторые слова выбегают из общей массы текста и мгновенно запоминаются) взглянуть, пусть бегло, на большое стихотворение, возникнет образ окна. Я бы сказала - витрины. И поэтесса смотрит изнутри этой витрины (а не снаружи) и внимательно фиксирует, что в этой витрине есть. А есть мы, со всеми своими вещами. Поэтесса находится в пустом, может быть демонтируемом здании, в пустом помещении. И смотрит, без особенного вожделения, а скорее с сочувственным интересом, на нас и наши вещи. Вещей много. Это и есть "реальность, вымытая из ощущений".
В этих стихах поражает очень длинное дыхание, идущее из строчки в строчку. Нельзя сказать, что это перенос, анжабеман, что в этом есть что-то от Бродского (хотя на мой глаз его стихи семидесятых симпатичны и поэтессе). Это мгновенное (и конечно не везде) пробуждение сознания древнего певца, складывавшего долгие и мало понятные песни. Эти стихи надо читать дважды. Сначала наскоро, внимая в ритм и узор слов, а потом медленно, разбирая на тропы, в которых таится для меня основная прелесть этих стихов. Получается почти парадоксальная конструкция: одностроки внутри плотнейшего текстового поля, и снова - образ окна.
|