О СТИХАХ ДЖОРДЖА ГУНИЦКОГО
В современной поэзии есть устойчивая и безопасная симпатия к
маленьким вещам; к шрамчикам, йогуртам. Эти маленькие вещи призваны отражать
нечто глубокое, и авторы (они же читатели) считают, что да, отражают.
Предположим, это эта область в поэзии ограничена – как ограничена любая
область, как ограничена и область любителей безмерного. Но в данные
пространственно-временной отрезок эта область маленьких вещей доминирует, и в
ней уже душно и тесно. Однако внутри области установлен очень и очень жёсткий
контроль, фейс-контроль и дресс-код. Для того, чтобы твои стихи попали в одно
место, они должны выглядеть так. А для того, чтобы тебя приняли в альтернативе
(весьма, впрочем, сомнительной), стихи должны выглядеть иначе. Оценка текста в принципе
становится невозможной, ни художественная, ни этическая. Возникает нечто вроде
парникового эффекта, и авторы засыпают на перекрёстке, от любой стороны
воротит.
Поэзия всегда представляет опасность. Либо в виде своих
носителей (поэтов), либо в виде их текстов. Но современности удалось создать
нечто, очень на поэзию похожее и абсолютно безопасное. Вот эта безопасность и
удручает муз, с которыми древние шутить не советовали. Питерская муза мрачна; в
ней есть нечто от Венеры в мехах Лу Рида. Нужно очень любить её, чтобы увидеть
идущий изнутри неё свет. Питерская («северная») муза вдохновила «Медного
всадника» и «Евгения Онегина». Она же была королевой на празднествах волшебного
декаданса, она провожала в ссылку
обэриутов. «Лежит в столовой на столе труп мира в виде крем-брюле» (А.
Введенский, «Кругом возможно Бог»). Вещи более мелкого порядка никогда её не
интересовали. Она достаточно снисходительно относилась к небольшим аккуратным
талантам, к выскочкам и шарлатанам, хотя они и причиняли страдания её избранникам.
Пишу и поймала себя на мысли: хотела написать «любимец». Но какое мелкое слово!
Конечно, избранник.
Настал день, и муза в мехах взглянула на пишущих стихи,
живущих в её городе, и обнаружила, что её никто не узнаёт. Поэты (или те, кто
пользуется названием поэта) смотрят на неё и как бы сквозь неё. У них появилось
новое дело: строить мир поэзии, в котором её, музы, нет, и не предполагается.
Что же, мир будет выстроен, в нём всё будет хорошо. Муза тоже не особенно
пострадает. Как говорит античность, муза найдёт своего певца. Но граница уже
прочерчена. Поля ленинградской неофициальной культуры встали дыбом: они
испытали дежавю. Будто когда-то уже проведена была граница, но другая, а теперь
её нет, а есть эта граница, тревожно-новая.
Именно в Петербурге, лишённом тёплой и безотказной
московской утробности, разделение культур – вернее, расслоение внутри одной культуры,
ощущается сильнее и острее. Ещё не сформировались до конца из одного поля два,
а уже тянет сквозняком. И все эти непогоды, катастрофы, митинги.
Поэт засыпает на распутье – имею в виду, не играющего в
поэта человека, а настоящего поэта. Его воротит при одном слове выбор. Любой
выбор безопасен, и отсутствие выбора, по сути, тоже безопасно, но тогда тебя не
примут в пару-тройку человеческих игр, а очень хочется, чтобы принимали.
Штукатурка прекрасного декаданса и мощные холсты последующей
эпохи сняты и спрятаны, надеюсь, что до лучших времён. В городе на Неве живёт
поэт-отшельник, вполне любознательный и общительный, как все отшельники, и этот
поэт пишет стихи, в которых - то тут, то там возникает густой гул, как если бы
поднималась Нева.
Что-то переместилось в дальнем углу
Только дислокация осталась прежней
Неизменной
Говорят что подобное
Бывает нередко
Но со мной случилось впервые...
«Моя дислокация»
В памяти мгновенно возникает и красный караван Рене Шара (красный
караван у тюремных ворот, и подкованные рабочие лошади, и чей-то труп в телеге…),
а так же строчки виртуозного аранжировщика французской поэзии (и замечательного
ценителя поэзии, автора прекрасной книги стихов «Туманы чёрных лилий) Евгения
Головина: «и дырявая автомобильная шина, и скомканный обрывок газеты…» .
Изюмина в том, что Джордж Гуницкий всего этого не знал, когда писал свою «Дислокацию»,
добавляющую ещё одну грань к идее «маленьких опасных вещей», выраженной и у французского
гения, и у блистательного отечественного эссеиста.
Анатолий Джордж Гуницкий известен впервые как автор
прекрасных текстов первых альбомов «Аквариума». Его литературный дар оказался
довольно активным и отнюдь не остановился на текстах, пусть даже они были
замечательными. Словесность задышала ему как море. Возникли пьесы, проза;
пьесы, пусть не очень часто и много, но ставились. Недавно он опять вернулся к
драматургии, пьесы вскоре должны появиться на сцене двух питерских театров. А стихи жили сами по себе, будто это
были дети, сданные на воспитание изумлённой музе в мехах, и сбывался рисунок
блоковского стихотворения: не так страшна, не так проста.
Ты стоишь в
отдалении
Не потому что нет никого
Так сложилось десятилетиями
Что ты один
Как бы вне всего остального
Поражает скупость, намеренная скупость словесного набора в стихах
Гуницкого. Слова расставлены как топографические знаки, как иероглифы или как
пиктограммы. Но в таких стихах так и должно быть! Мягкое безопасное
многоголосие и объёмность текстов новых поэтов по сравнению с этими сырыми
мрачноватыми строчками кажутся неинтересными. Читатель как юная красавица, в
какой-то момент будет увлечён обаянием пожилого рыцаря, а не прекрасного
молодого принца.
В этих стихах нет броскости и яркости – петербургская муза
предпочитает строгое платье. Эти стихи не вызывают спазм в голе от прекрасно
выраженных и прекрасно запоминающихся общих мест: любил-убил. Но в них есть
глубочайшая тектоническая драма, идущая через каждого человека, прорывающаяся
даже в бытовых вещах, неотвратимая драма существования, с которым уже ничего
нельзя сделать. Человек как ракушка, человек как украшение, довесок, как
моллюск в бесконечном разнообразии мира, где есть много что лучше человека.
Наверное это
называется жизнь
Или только подготовка к ней
Когда все время видишь назад
Но оказывается знаешь вперед
Долго можно разбираться
В нюансах постижения истины
До нее не удается добраться
То снег на дворе
То туман в темноте
Истина сокрыта невнятицей
Сумятицей переполохов и склок
Иногда не хочется спать
Кому-то не ладится жить
«Называется жизнь»
В стихах Гуницкого есть тот, кто смотрит и тот, кого
рассматривают. Тот, кто смотрит, и является для того, кого рассматривают
(вполне благополучного господина) маленькой опасной вещью, которая никак не
желает уживаться с милыми маленькими вещами и потому постоянно провоцирует
конфликты в окружающем её космосе. Возможно, для этого беспокойного субъекта
есть простые названия на русском: опыт, совесть, честь. Но современный мир
предпочитает говорить об апокалипсисе и катастрофах.
Для того чтобы не провалиться в разлом между тем, что уже
никогда не вернётся и тем, что ещё не до конца проявилось, нужно выключиться из
себя и сделать решающий прыжок. Это риск, это почти наверняка неудача, и
конечно прыжок необходим в самое неподходящее для него время.
Джордж Гуницкий, открывая свои стихи читателю, рискует не
занять соответствующего его таланту и влиянию места страте стихотворцев
двадцать первого столетия. И рискует окончательно выйти из уютного, чуть
согретого кривулинской лампой, петербургского неофициального подвала, где до
светлого дня покоятся петербургские легенды, и куда обратного хода нет. Риски
небольшие; весь мир держится теперь страховкой. Но это очень дорого стоящий
риск.
…Порой эти стихи можно рассматривать как карту того или
иного района Петербурга:
Часто мимо кладбища
проезжаю
Здесь все мои спят
Совсем недалеко от дома
Минут пятнадцать не более
Кажется
Я неплохо устроился...
|