О СОБЫТИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
обзор интернет-материалов
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодняшняя передача
тематическая: обзор интернет-материалов о событиях на Ближнем Востоке.
«События на Ближнем Востоке» - устойчивое словосочетание,
которое довольно часто употреблялось в советских теле- и радиопередачах.
Обозначало оно всегда одно и то же: стрельбу, смерть. Не думала, что спираль
выйдет именно на такой новый виток.
22 сентября, «Православие и мир» сообщает. «По меньшей мере
75 человек погибли и более 100 были ранены в результате взрыва у церкви в
городе Пешавар на северо-западе Пакистана, сообщают местные медики. Об этом
сообщает ВВС.
Корреспонденты передают слова офицера-сапера пакистанской
армии, согласно которому два смертника взорвали себя в толпе прихожан у выхода
из церкви Всех святых.
В момент взрыва у церкви раздавали бесплатный рис после
воскресной службы. В храме в тот момент находились от 500 до 600 человек.
Очевидцы говорят, что они слышали два взрыва: сначала более
тихий, а потом более громкий. Среди погибших есть женщины и дети.
Подробности происшествия сообщает The
Bellingham Herald со ссылкой на начальника полиции города Мохаммеда
Али Бабахела. Один террорист у входа в церковь начал стрелять из пистолета в
охрану, убил одного полицейского и бросил гранату. Прежде чем полиция успела
обезвредить его ответным огнем, террорист взорвал себя 13 фунтами взрывчатки,
спрятанной под одеждой. Второй злоумышленник был уже внутри храма и через 30
секунд привел в действие аналогичное взрывное устройство.
Больницы не справляются с большим количеством раненых,
сообщил Миан Ифтихар Хусейн, бывший министр информации провинции Хайбер
Пахтунква, который также стал очевидцем теракта.
Возле церкви, а также в городе Карачи, произошли спонтанные
акции протеста, в ходе которых родственники погибших и активисты обвиняли
правительство страны в неспособности защитить христиан.
Ответственность за взрывы взяла на себя вооруженная
группировка, связанная с движением «Талибан», которая мотивировала свои
действия ударами американских беспилотников в Пакистане».
Ближе к концу сентября, уже около восьми вечера, служба
заканчивалась, вышла к Антиохийскому Подворью (храм Архангела Гавриила).
Показывала город милой гостье. И совершенно не ожидала, что почти туристическая
прогулка моя упрётся как в стену – в это странное тихое и пронзительное
зрелище. В плотных сумерках к небольшому входу в церковный двор текла река
огоньков. Люди, в основном молодые, несли лампады, фонарики, свечи – всё, что
могло излучать свет. Мерцающий поток шёл из соседних переулков, стекал с бульвара.
Это был небольшой поток, но плотный, яркий. Среди тех, кто нёс свечи было не
так много людей в одежде, которую обычно связывают с православием: длинные
юбки, платки, кафтаны. Одеты были – кто как, у кого что было, к лицу. Насколько
можно было видеть в свете светильников лица – улыбающиеся, радостные. Я почти
растерялась: ведь на днях праздник – Обновление Иерусалимского Храма; точно
знаю, что накануне, 25, на Иерусалимском Подворье всенощная служится пасхальным
чином, и я очень люблю эти богослужения – пасха осенью! Начала, как будто выпав
из времени, вспоминать, какое нынче число. Не вспомнила. А огоньки всё текли.
Шествие напоминало крестный ход. Без хоругвей, без креста. Дома заглянула в
сеть. И увидела очередное сообщение об акциях на Ближнем Востоке: взрыв в
храме, Пакистан. Сразу после
богослужения. Я конечно далека от того, чтобы напрямую связать тихое вечернее
шествие и происшествие в Пакистане, о котором мне известно только по сообщениям
в не вызывающих особенного доверия СМИ. Но было что-то в воздухе – пасхальное.
И страшное.
23 апреля 2013 года. «Православие ру» сообщает. «22 апреля
иерарх Антиохийской Православной Церкви митрополит Алеппский (Халебский) Павел
был похищен неизвестными и вывезен в Турцию. Автомобиль митрополита Павла
подвергся нападению, диакон, который вел машину иерарха, был убит,
сообщает агентство «Седмица»со
ссылками на агентства «Амен» и «Ромфея».
Митрополит Павел Алеппский является родным братом
Антиохийского Патриарха Иоанна Х. За 10 дней до похищения архиерея в дом, где
жил митрополит, попал ракета, пущенная повстанцами.
Одновременно с православным митрополитом Алеппским был похищен сиро-яковитский
епископ города Алеппо (Халеба) Григорий Иоанн. Оба епископа находились в
окрестностях Халеба, наблюдая за распределением гуманитарной помощи.
Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил соболезнования Антиохийскому
Патриарху Иоанну Х. Также Патриарх Варфоломей, узнав, что похищенные
митрополиты находятся в пределах Турции, обратился к турецким властям с
просьбой предпринять их поиск и добиться освобождения.
По сведениям греческого агентства церковных новостей «Амен»,
премьер-министр Греции Андонис Самарас дал указание министру иностранных дел Д.
Аврамопулосу информировать о похищении митрополита Павла своих коллег во время
проходящей сегодня встречи министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Во
время встречи будет обсуждаться ситуация в Сирии.
Особые симпатии греков к митрополиту Павлу вызваны тем, что
он является выпускником Богословского факультета Салоникского университета
имени Аристотеля».
Прежде, чем сделать короткий и страшный (действительно
страшный) обзор материалов, хочу вспомнить (возможно, что и не только для
себя), что такое современные СМИ. Лет пять или шесть назад мне пришлось
участвовать в съёмках ролика для одного очень православного (конечно в
кавычках) телеканала и очень православной (тоже в кавычках) программы. Имена и
названия значения не имеют, так как система одна – что на Первом, что на православном.
История, материал – всё подходило, всё устраивало. Прикинула, что стыдно не
будет, и дала согласие. Посидели с зачинщицей, то есть, режиссёром программы,
для которой снимался ролик, в кафе, обговорили детали. В назначенный день
отложила все дела, как невеста, ждала звонка: всё-таки группа, несколько
человек. Надо принять, хоть чаем напоить. Вот, наконец, звонок: едут! И тут
режиссёр, по своему настоянию заплатившая за мой кофе в кафе и так мило
задававшая вопросы, говорит. Кому-то за своим плечом, но мне в трубку слышно
очень хорошо:
- А она маленькая такая, у неё обидка на церковь.
Я растерялась, как это понимать. Возможно, телелюди так
проверяют своих клиентов на адекватность. Но о съёмках теперь, после этой
фразы, не могло быть и речи. Чтобы не подводить людей, походила по парку,
почитала стихи. Гонорар мне выписали. Как милостыню нищему. Получая деньги,
подумала: интересно, а они между собой так же общаются, эти телелюди?
Теперь, когда сеть запестрела сообщениями, одно страшнее
другого: похищение патриархов, гибель множества людей, взрывы, страшные
мусульмане – я вспомнила брошенное якобы мимо моих ушей: а у неё обидка. Вряд
ли эта молодая женщина, вроде бы верующая, с каким-то духовником в глубине
Подмосковья, понимала, что она сформулировала и очень точно отношение делателей
информации к неделателям информации. Ведь у тех, кто читает, всегда есть
обидка: обманывают. В глаза, почти смеясь. Да не было этого и не могло быть. А
вам говорят – было. А вам говорят – верьте. И ешьте из помойного ведра; там
чисто. Читая сообщения с Ближнего Востока я как бы давлюсь этой информацией.
Мне ясно только одно: у неё есть цель. И что этой информацией можно всерьёз и
надолго отравиться.
Но есть то, что идёт помимо всех СМИ. Мой знакомый
кинодокуменалист, неоднократно бывавший в Сербии в самое сложное время, сказал,
перед показом своего фильма: «Сербы – народ грубый и простой. Для них есть
война. И если ни считают, что война есть, они живут по законам войны».
Возможно, то же можно сказать о Ближнем Востоке.
Вот фрагмент, начало майской колонки в «Русской народной
линии» известного журналиста Сергея Худиева. Антиамериканский пафос вполне
понятен. Ещё бы ему не быть; на долларе написано: «Утверждены в Боге». Не то же
ли можно сказать о современной России?
«Мы живем во время одной их крупнейших исторических
трагедий, о которой с ужасом будут писать учебники истории - и, по большей
части, не замечаем этого. Интернет превратил планету в глобальную деревню - но
в этой деревне каждая хата стоит с краю, в каждой хате свои скандальчики, и что
происходит - на наших глазах - по соседству никого не волнует.
А происходит - если назвать вещи своими именами -
уничтожение ближневосточного Христианства.
При полном невмешательстве цивилизованного мира, а иногда и
при его косвенной поддержке. Ведь те, кто режет и изгоняет христиан - борцы
за демократию,
на стороне которых симпатии ведущих СМИ ведущих демократических стран и
финансовая поддержка их правительств.
Точности ради, отметим, что кое-какие заявления о
недопустимости истребления христиан делались - и в Европе, и в Америке - но на
реальное событие событий они никак не повлияли, да и не имели такой цели. О
реальном положении вещей пишет, например, американский автор Эндрю Долан
в статье с откровенным названием "Как иракская
война превратилась в войну против христиан, и почему поддержка сирийских
повстанцев может уничтожить Христианство на его древнейших землях". Автор
напоминает, как развивались события в Ираке: "Вскоре после завершения
боевых действий 1 мая 2003 года начался подлинный конфликт. Среди
последовавшего хаоса и сектантского насилия иракские Христиане столкнулись с
жестокими преследованиями. Ни американские военные, не Государственный
Департамент не сделали ничего, чтобы защитить их... В условиях кампании
систематического насилия американские военные не предоставляли никакой защиты гонимым
христианам. В некоторых случаях, представители духовенства обращались к местным
американским военным, умоляя защитить их - всегда тщетно. Американская
администрация в Ираке, как и Государственный Департамент, отказывались
признать, что христиане и другие меньшинства в Ираке подвергаются
преследованиям из-за их веры».
Оживление отмечалось ещё весной, до Пасхи 2013. Однако
первые признаки появились ещё во время
«арабской весны», в 2011 г. Словно чуть-чуть опустился громадный пресс.
Появились сообщения о том, что христиане стали покидать свои жилища и просить
убежища в других странах. Для сравнения: сейчас, в начале октября 2013 года,
Правительство России не знает, что делать с коптами, представителями одной из
древнейших христианских церквей, просящими убежища. Коптов не считают
христианами – как это странно! Назначена специальная комиссия, чтобы выяснить,
христиане ли копты!
Новости «Православия ру» от 5 октября 2013 года: «Замоскворецкий
суд Москвы накануне признал законным отказ ФМС предоставить статус беженцев
коптам, бежавшим от антихристианских погромов в Египте.
Суд посчитал обоснованной позицию чиновников, не нашедших
подтверждений, что истцы действительно исповедуют христианство. Теперь
несостоявшимся беженцам грозит депортация, сообщает Интерфакс-Религия со
ссылкой на "Коммерсант".
На суде было рассмотрено семь жалоб коптов на сотрудников
ФМС.
В свою очередь пресс-служба комитета "Гражданское
содействие", который оказывает помощь вынужденным мигрантам, сообщает, что
миграционная служба вынесла отказные решения по ходатайствам коптов о
предоставлении статуса беженца "со спринтерской скоростью – за два-три дня
вместо трех месяцев (а в случае необходимости и шести), которые ей даются для
принятия таких решений законом".
"Эти решения требуют серьезного изучения причин,
заставивших беженца покинуть его страну, и их сопоставления с заслуживающей
доверия информацией о ситуации в этой стране. Но нашим коптам даже изложить эти
причины в миграционной службе толком не дали. Собеседование с ними проводилось
очень быстро, да еще переводчик сокращал то, о чем они говорили, в два-три
раза, хотя обязан переводить дословно. Видя, что их заявления об убежище не
получают адекватного отражения, копты волновались, пытались возражать, но им
только предлагали выйти в коридор и успокоиться", - говорится в сообщении.
Если решение Замоскворецкого суда не удастся оспорить в
вышестоящей инстанции, то коптам может грозить депортация, отмечает издание».
Число убитых в Ираке, если судить только по СМИ, колеблется
в пределах, которые лучше не называть, чтобы не оскоромиться. Число убитых
христиан в Египте за последние 2 месяца, судя по СМИ, составляет 7 человек.
Мне вспомнилось, как однажды в храмовой библиотеке, уже в
нулевых, попалась в руки книжица о. диакона Андрея Кураева, 1995 издания. Всё о
том же: об уничтожении христианства. Тогда – сектами. Внутри как будто
выключили все звуки. Была только одна мысль: если всё это правда, то меня вроде
бы и быть не должно. После, в 1999, перекопав энное количество изданий, я
испытала почти то же самое чувство. Сейчас мне думается, что невозможно быть
готовой к внешнему прессу за вероисповедование. Да его и не будет. Современный
мир хорошо усвоил уроки древности. Христиан не будут убивать за то, что они
христиане – это значит, делать из них мучеников. Это не нужно ни современному
миру, ни современным религиям. Межрелигиозный конфликт можно представить как
местные разборки между кобальдами и троллями и поставить согласно этому сценарию
кровавый политический спектакль. Но пресс тем не менее есть. Он выражается в
вещах частных: это наша земля, это моя площадь, это моё место. Вы должны
следовать за вашим Учителем, а Он говорил, что у вас ничего не должно быть. И –
далее, согласно кодексу современности: если хочешь жить – родись, не хочешь –
умри, хочешь иметь – купи, не можешь заработать – отними. И ещё далее: на любви
далеко не уедешь. Ненавидь, ненавидь, ненавидь.
…В середине восьмидесятых училась, жила в общежитии. Душ был
в подвале. Коммуникации настолько старые, что когда наконец давали горячую
воду, затопляло подвал по щиколотку. Тогда выбивало от действия влажного пара часть
пробок, а люди мылись при свечах. Спускаюсь в подвал, углубляюсь в темноту.
Вдруг в конце коридора возникло желтоватое тёплое свечение. Через пару шагов
стало видно, что навстречу мне движется вереница людей, завёрнутых в простыни,
со свечами. Неизвестно почему, во рту появился, ненадолго, железистый привкус
крови.
Дорогие радиослушатели! В студии была Наталия Черных с
обзором православных интернет-публикаций о событиях на Ближнем Востоке. Ангела
вам хранителя.
|