1
постпостмодернизм, новая интеллектуальность и пр.
Точка зрения, что язык и культура определяют развитие материальной базы (идут впереди политики и экономики) не доказуема, но и не опровергаема окончательно. Возражения будут с любой стороны всегда. Однако случается, что процессы, происходящие в языке и культуре, опережают процессы политические и экономические. Так, экономика может находиться в стадии постмодерна, а культура - уже в стадии постпостмодерна. Основное отличие: постмодерн есть сочетание всего со всем, он принимает новые опции и усваивает их, заставляет на себя работать как компьютерная система; но постпостмодерн в принципе ничего усваивать не хочет, он только до бесконечности растягивает процессы, это своего рода бесконечное падение, как в начале известного романа Кэролла. Приходиться признать, что политика и экономика в данный период заставляют язык и культуру себя обслуживать (интерес к т.н. "политической поэзии" в совр. русскояз. поэзии). Конец девяностых - начало двухтысячных: время действительно порубежное. Насколько помню, был высокий интерес к секулярной эсхатологии. Тогда же писалось на русс. языке много стихов, в которых сильны были интонации катастрофизма, смерти и пр. Сейчас окраска поменялась. Как именно - пока что оценить не могу. Но сами катастрофические настроения у поэтов показательны: так выражено желание устроиться под крылом более сильной экономики (поменять место жительства, получить место в интеркампании). Тут не скажешь: продались. Сработал новой рычаг; я называю его "новая интеллектуальность". Он формировался лет пятьдесят-шестьдесят - целое поколение. Признаки: антирелигиозность, оперирование штампами, принятыми как новые концепты, резкая социальная окраска (у многих - обязательное знакомство с французской эссеистикой 20 столетия и трудами итальянских учёных, связанных как с фашистами, так и с антифашистами). Но в идею "новой интеллектуальности" не входит создание оригинальных концептов. Это по преимуществу "операционная интеллектуальность" (как компьютерная система) - "то, где ничего нет и не подразумевается". Весь выбор арт-объектов (кино, театр, литература, музыка) исходит именно из этой посылки. Позиция автора: я написал херню, но вы это съедите, потому что вы свиньи. Очень важно, что автор не рефлексирует по поводу собственной бездарности (или гениальности), потому что вопрос об одарённости в новой интеллектуальности снят. Но фиговые листки имён (особенно если вспоминают, например, Хайдеггера) бывают забавны. Меня лично интересует во всём этом месиве вот что: стиль, который я бы определила как "трансатлантический". Если есть американское мышление, то оно было транслировано в европейское, усвоено и дало именно этот ПОСТПОСТМОДЕРНИЗМ. То есть, когда опираться на руины культуры уже не надо, а вместо культуры разверзается бездна. Посмотрим, что будет дальше.
2
постпостмодерн: миф о культурной резервации
Постпостмодерн не любит миф. Постпостмодерн не принимает никакого устойчивого и внятного определения (процесса, явления и пр), но любит термины. Это его сильная сторона: размыкание логических связей терминами, по сути - демагогия. Размыкание позволяет создать пространство, растущее само изнутри себя, в котором любой процесс будет проходить катастрофически медленно (вакуум). Это хорошо для сохранения остатков культурного наследия (как живые организмы в формалине), для исследования формы, но для действующей культуры смертельно. И постпостмодерн понимает, что без мифов невозможно. И он создаёт мифы. Один из мифов - культурная резервация. Это миф об оскудении и примитивизации человеческого сознания, причинами которого являются приверженность старой культуре и религиозность. То, что модернизация заложена в самой культуре (согласно определению), отрицается. У постпостмодерна нет намерения ниспровергнуть всё и вся, ему нужно только замедлить процессы, по возможности - убрать всякое движение в культуре. Миф о культурной резервации соответствует этой цели. И именно тем, что культурная резервация в рисунке постпостмодерна есть нечто гонимое, недооценённое, странное. Странность - вообще положительная коннотация для постпостмодерна. Политические и экономические процессы как правило способствуют тому, чтобы люди, считающие себя интеллектуалами (а по сути не имеющие фундаментального образования) создали единое поле недовольства, культурную резервацию. Лозунги этой резервации располагаются в самом широком спектре: от "уничтожают образование" до "уничтожают художников". "Нам перекрыли воздух", "нас не издают", "нас не включили". Всё это кодовые знаки культурной резервации. А так же - в более мягком варианте: "я за культуру", "я за образование", "я за литературу". Конечно, не всякий говорящий эти слова - представитель культурной резервации (хотя в большинстве случаев именно так). Но всякий представитель культурной резервации выражается на этом языке. Внутри культурной резервации личностных и творческих связей нет, потому что постпостмодерн связей не хочет, но вакуум держит очень плотно. Это скорее антисреда - как, например, выведение отходов с земли в космос. В данном случае отходом считается всякий, кто не принадлежит постмодерну и культурной резервации.
|