Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
В категории материалов: 71 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 8 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
"Должны жить только нормальные люди. Как там говорят - золотой миллиард. Жить должны только те, кто достаточно предприимчив, чтобы заработать и жить удобно. Кто не живёт удобно и не согласен с удобствами - того надо оставить в резервации, чтобы не мешал. Всех этих стариков, больных, всё это грязное порождение совка, глобального совка, который есть в каждом человеке. Человек должен жить хорошо, к этому надо стремиться, иначе - как он будет жить? По впискам? С пустой хлебницей? Я видел, как они живут. Они отвратительны. Пусть бы и умерли от голода. Ну, или ввести распознавательные знаки: мол, ты красный, а ты зелёный. Человеческое общество-то по природе кастовое, и никуда мы от этого не денемся. Так что мне, кшатрию, нельзя быть среди неприкасаемых. Прощай, немытая Россия. Всего пять или сколько процентов на земле занимаются производством пищи. А остальных надо в резервацию, в лагерь. Пусть выживают, если смогут. Пусть. Не надо убивать. Немцы были правы, но не смогли довести дело до конца. А это - банки спирта, беломор, дежурства, подполье - унижает. До глубины унижает. И опять-таки, хочется же белый фендер-стратакастер".
|
«А ведь они же страдают! – Озарило Алекса, - и эта миленькая Мальвина страдает, она же не дура вовсе, она не хочет Толика делить ни с кем – но что она может сделать? И этот псих, с которым только что в курилке – он тоже страдает, потому что он – Шекспир, а вынужден быть офисной крысой. Они же жить хотят, и пока ещё поймут, что всем довольны, и офисом довольны! А ведь интересно, какое у Марины образование? Надо спросить»,
Алекс так и спросил:
- А какое у Марины образование?
Толик чуть повёл густой чёрной бровью:
- Филфак МГУ. Ты что, она - аспирантка Живова, ушла, а потом в бизнес подалась…
Вот что это – опиумный бред, или всё так и есть: передовая филологиня стала буквой эс в офисе? А он сам – где его мечта купить фендер. «Заработаю, куплю, уволюсь. Заработаю, куплю, уволюсь – увезу Алёну». Попрощался сбивчиво, но его поняли.
|
Одного он боялся и в одном не хотел себе признаваться: игра шла вокруг очень дорогой ему вещи. Он сам, поддавшись сырому, хлюпающему чувству азарта, начал эту игру, и теперь ведёт обстоятельства к тому, чтобы остаться без этой вещи, которая для него была равноценная Зине и квартире. А вот почему? Саморазрушение? Да, только оно - и это его, Максов, характер. Всё хорошо, но надо сделать так, чтобы стало плохо. Вот этот курс – плохо – как будто указан какой Бегущей по волнам. Везде чудились границы, и эти границы надо было преодолевать, одну за другой, освобождаться от привязанностей. И в некоей книге, которая никогда написана не будет, ужасный белый махатма и гуру чревным голосом вещал: надо быть свободным, надо освобождаться от привязанностей. А ученик тащит на потрескивающей от усилий шее камень и вопит: я сжигаю свою карму, я сжигаю свою карму.
Ни фига. Он, Макс, не сожжёт свою карму, и дневники всё равно останутся у него. Но как он красиво работает, дразня Руслана и Алекса! Как лицо у Руслана изменилось, когда он увидел эти записки, за которые на западе так просто и цента не дадут, но ведь можно подумать, что они стоят дорого, очень дорого, и Руслан таков, что подумал. Руслан любит взвинчивать: настроение, цены, он любит торговаться. Ну так пусть покажет, на что способен. А мы ему подыграем. Но зачем, зачем так обращаться с собой и дневниками? Он, Макс, что – не любил Алину, он что – ничем не дорожит. Но какая разница, какая разница, когда всё так бессмысленно. |
Макс видимо слушал пение Алекса, но мысли его были совсем о другом.
«Вот эта любовь к наци, к названиям, знакам, жестам, как у Брайана Ферри – это что? Дурь – или же выражение самых глубоких и сильных устремлений людей, ищущих чего-то вне границ, вне границ всего; ищущих какую-то религию завтрашних дней? Ведь схем, универсальных схем на самом деле не так много. И они до зубной боли очевидны, но в том-то и прелесть, в очевидности. Это как с блядями. Ясно же, что блядь, но какая. Так и всё это – Гурджиев, Адорно, Маркузе. Вот эти семнадцать мгновений весны – они когда-нибудь закончатся, или нет? И что тянет к этому – звезда, фуражка, фасон, китель. Я знал чувака, у которого был настоящий китель нацистского офицера. Так его самого перепахал этот китель. Чувак служил в армии, и когда только поступил – наехали на него деды. А он вдруг вытащил из-под матраса этот китель и надел его. И что же? Все эти деды застыли, как будто превратились в камни. И он пошёл на них, ожидая, что бросятся. А на него плюнули: мол, что с ним говорить. И ушли. И потом, два года, никто руки не подавал. Настучали, конечно, вызывали, спрашивали. Но китель он отстоял. И когда вернулся, носил его, пока тот не сгнил. Что это: любовь к свастике, к зигзагам, это эсэс, щегольство – что это? Повреждение ума или же выражение глубочайших устремлений, которые родина дать не смогла, несмотря на точно выверенную мифологию, несмотря на кровь и победу? Почему мы все так любим кричать: хайль, хайль, хайль. Почему я сам, чьи немецкие корни возмущены унижением Германии во второй мировой от нацистов, только и жду, чтобы ответить: зигхайль».
|
Журналистка
Алекс отчего-то вспомнил, как Макс однажды, будучи в этом счастливом своем состоянии, "выгуливал" одну симпатичную журналистку, Дашу.
Отец Даши был известным чиновником, но дочка почти всего добилась сама. Стиль она чувствовала и для журналистки была в меру цинична. Дашины работы знали в модных журналах. Макс Дашу уважал, но все же считал ее чужой - богатенькой. Однако из политических соображений знакомство поддерживал. Встреча торжественно была названа переговорами о создании нового журнала. Макс позвонил Даше, Даша назвала время и место. Алекс сопровождал их. Почти сразу же понял, что Макс добивается не Даши, а ее денег. И стал по возможности подыгрывать. Было холодное начало лета, шел дождь. Время - соответственно, начало девяностых. Во всю Тверскую - очередь за водкой.
Началось с червонца. Который, по сказкам, Макс забыл дома. Даша дала червонец на бутылку, взаймы. Или не взаймы. Пока стояли в очереди, Макс излагал план и направление нового модного журнала. Описывал, какие в нем будут материалы, как расположен текст. В тот день Макс превзошел самого себя. Проект, даже на взгляд скептика Алекса, получился вменяемый. Даша только покачивала своей модной каштановой головкой в знак согласия.
- Да, да! У нас нет популярного журнала по контркультуре!
В «Союзпечати» уже виднелась обложка «Рокады», но «Рокада» была только синглом, только красочной, достаточно наивной иллюстрацией. «Урлайт» и множество самиздата попроще не считается: это специальная литература.
- Пропаганда! Пропаганда! Всем управляет пропаганда! – Макс уже посчитал: до водки осталось три человека. Он уже закипал, вот-вот загремит крышка и из-под неё пойдёт пар.
Даша слушала, и кажется даже увлеклась проектом. Успокаивала себя, что наблюдает за интересным персонажем. Институтская практика ее проходила среди идиллического вида юных наркоманок, склонных к суициду. Жизнелюбие Макса и его коварную сметку Даша недооценила, а зря.
Продолжение разговора о новом журнале состоялось в огромной квартире Даши, тут же, на Тверской, в переулке, сразу за Елисеевским. В Елисеевский конечно зашли, купили какого-то «мажорского» чаю, с ароматом лимона и коньяка, еще купили колбасы, хлеба и крабовых палочек. По словам Даши, дома из еды остались только лук и яйца. Макс тут же пообещал сделать вкусную яичницу.
Пока шли к подъезду, Макс взмахивал руками, отчего пакеты тревожно покачивались в воздухе, и выкрикивал смешные лозунги, вроде: яйца! Даешь яйца! Фраза о яйцах вышла у него интеллектуально, с каким-то аристократическим хамством. Но главное всё же - идея. Он так и воскликнул: «Яйца – это идея! Яйца – это партия!». А ради идеи Макс – если конечно кураж был - готов даже поесть с буржуа. Главное, конечно, - кураж. Идеи для Макса значили мало, хотя после беседы с ним могло остаться впечатление, что как раз идеи - главное.
- Я люблю группу «Ай си ди си»! Когда я слушаю «Ай Си Ди Си», чувствую себя английской шпаной. Но кто знает, может, я и в самом деле – настоящая английская шпана?
|
ИЗ ДНЕВНИКА ЕЛЕНЫ ПЕТРОВОЙ - АЛИНЫ
Я разобралась с тремя вещами из нескольких. Теперь уже не буду передвигаться автостопом, потому что так решила и потому что поняла, что это соблазнительная спекуляция. Эта спекуляция прикрыта словами свобода и мессианство. Или как говорится на пионерском языке - врубать в волосатость. Нет, драйверы правы, когда говорят, что автостопщики - паразиты. И правы те олдовые, что советуют брать с собою хотя бы десятку, чтобы в случае выяснения отношений заплатить за проезд. Но мне взять десятки неоткуда и не на что купить билет в тот город, в котором хочу побывать. Взять в долг тоже не у кого, работать нет сил. Так что если нет денег, не будет и автостопа. Так разобралась с одним из пунктов: автостоп. Другой - сексуальные отношения, хоть между полами, хоть внутри них. Сексуальные отношения - те же социальные отношения. Даже если нет секса, социум обязывает трудиться и добывать средства для поддержания отношений. Если есть секс, или человек, с которым установились близкие отношения - есть приоритеты и требования, а они ждут оплаты по чекам: молоко, квартира, одежда. Сейчас почти никуда не выхожу и никого не вижу, хотя нельзя исключить случайность. Построила жизнь так, что сексуальные отношения стали невозможны - потому что просто не с кем. На это ушло время, и надо было постараться: ведь всего год назад думала иначе, и было много возможностей. Хорошо, секса не будет - потому что избегаю тех, с кем могли бы возникнуть такие отношения, и вообще никому не нужна. Третье - халява. Это самое сложное. Не могу сказать, что с халявой разобралась окончательно. Весело приняла когда-то идею халявы как протестную, революционную, - как конфету приговорённому к смерти. В эту халяву входят и автостоп, и никого не обременяющий секс. Но идея на самом деле огромная. Выразить её можно так: всё, что взято без спроса - вкуснее, чем добытое собственным трудом. По-моему, вкус одинаковый, потому что продукты одни и те же. Прошло два месяца, к халяве я немного привыкла, а смерть была всё так же далека. В халяву входит и торч. Собственно, его можно назвать три, пункт один. Я больше не смогу употреблять ни джеф, ни мульку, ни черняшку. Потому что для того, чтобы их употребить, надо приложить усилия, превышающие мои физические возможности, а дозу мне никто не принесёт. Мне удивительно, как все эти торчки умеют говорить по телефону и раскручивать. Я не умею. Почти завидую. Так что - как с автостопом и сексом: если нет денег - не будет и торча. |
ИЗ ДНЕВНИКА ЕЛЕНЫ ПЕТРОВОЙ - АЛИНЫ
"Мне очень нравится бумага из школьных альбомов для рисования. Она толстая и вовсе не белая. Именно такая нужна для японской картинки. Но я не художник. Не смогу нарисовать японскую картинку. Это не значит, что не буду пробовать рисовать японскую картинку. Ужасно много пробовала рисовать японских картинок, и мне сказали, один художник, что у меня интенция. Не стала ходить в его мастерскую - просто потому что женщины там на меня так странно смотрели, будто я его любовница. Даже альбомов с японской графикой толком не видела, но хочу рисовать японскую картинку, и порой что-то похожее получается. Однажды Упырь принёс альбом Бердслея в мягкой желтоватой обложке. Чужой, его, Упыря, альбом - и потому запоминала линии, как запоминают стихи, когда смотрела. Потом придумала спицу, тушь и эти листы для рисования. Мне понравилось. И то, что флаконы туши такие толстые, и что тушь так хорошо схватывается и блестит. А если в неё добавить сахар, рисунок станет намного прочнее. Слышала, что акварельные рисунки покрывали смесью молока и сахара. А пастели - лаком для волос. Рисую спицей. Обмакиваю в тушь, и рисую по листку из альбома. Получается. Порой - совсем как на японской картинке. А что такое японская картинка - это признание своей полной беспомощности перед ходом всех вещей, и социумом - как машиной, в которую входят несколько общих для всех вещей, и эта машина тебя давит. Она не специально едет на тебя, она вообще для продолжения жизни и радости сделана. Но бывает, что кто-то попадает в колёса. Выбраться почти невозможно.
Но мне-то что в этом мире? Мир, в котором радостно трахаться, предполагает, что в нём так же радостно бить, кого трахаешь. Если трахаешь одного, то бьёшь другого, а чаще всего того, кого трахаешь. Я очень виновата, что поверила, что у хиппи отношения строятся иначе. То же самое. Трахать и бить, бить и трахать; они даже в еде не очень разбираются, особенно те, кто моложе; и делают вид, что разбирается. В клешах родились. Однако снова глупости пишу. Вот эти два момента - бить и трахать (пишу эти слова с лёгким привкусом садомазохизма, хотя и это глупость) эти два слова определяют все отношения в мире людей. Да ни за что не поверю, что если кого-то трахаешь, то его же бить не будешь. Нет. Особенно у нас. В этой неподкупной и величественной земле вечного пьяного сна. Но не мне такие вещи говорить. Знаю тех, кто говорит такие вещи. Пусть говорит. Моя вина - что выбрала путь, что хотела быть хиппи. Стала хиппи, и ненавижу хиппи. Хотя и это всё неправда - что стала хиппи и что ненавижу хиппи. Но рисунок моей жизни вполне соответствует той легенде, которую когда-то придумала. И теперь мне важно, как важно художнику выдержать характерную для японской картинки линию - выдержать завершение своей жизни. Не рухнуть в обновление бытия. Оно для меня не оправдано ни детьми, ни любовью к кому-то. Бог видит, что я бесполезна и больна. Он милосерднее человека. Но я жестока, как все люди и именно поэтому прошу - не смерти, нет. Только удачного последнего росчерка. Не сорваться, не завязать ненужных контактов, не унизиться, как много раз было. Потому что невозможно, невозможно, невозможно всё это, не хочу".
|
1
постпостмодернизм, новая интеллектуальность и пр.
Точка зрения, что язык и культура определяют развитие материальной базы (идут впереди политики и экономики) не доказуема, но и не опровергаема окончательно. Возражения будут с любой стороны всегда. Однако случается, что процессы, происходящие в языке и культуре, опережают процессы политические и экономические. Так, экономика может находиться в стадии постмодерна, а культура - уже в стадии постпостмодерна. Основное отличие: постмодерн есть сочетание всего со всем, он принимает новые опции и усваивает их, заставляет на себя работать как компьютерная система; но постпостмодерн в принципе ничего усваивать не хочет, он только до бесконечности растягивает процессы, это своего рода бесконечное падение, как в начале известного романа Кэролла. Приходиться признать, что политика и экономика в данный период заставляют язык и культуру себя обслуживать (интерес к т.н. "политической поэзии" в совр. русскояз. поэзии). Конец девяностых - начало двухтысячных: время действительно порубежное. Насколько помню, был высокий интерес к секулярной эсхатологии. Тогда же писалось на русс. языке много стихов, в которых сильны были интонации катастрофизма, смерти и пр. Сейчас окраска поменялась. Как именно - пока что оценить не могу. Но сами катастрофические настроения у поэтов показательны: так выражено желание устроиться под крылом более сильной экономики (поменять место жительства, получить место в интеркампании). Тут не скажешь: продались. Сработал новой рычаг; я называю его "новая интеллектуальность". Он формировался лет пятьдесят-шестьдесят - целое поколение. Признаки: антирелигиозность, оперирование штампами, принятыми как новые концепты, резкая социальная окраска (у многих - обязательное знакомство с французской эссеистикой 20 столетия и трудами итальянских учёных, связанных как с фашистами, так и с антифашистами). Но в идею "новой интеллектуальности" не входит создание оригинальных концептов. Это по преимуществу "операционная интеллектуальность" (как компьютерная система) - "то, где ничего нет и не подразумевается". Весь выбор арт-объектов (кино, театр, литература, музыка) исходит именно из этой посылки. Позиция автора: я написал херню, но вы это съедите, потому что вы свиньи. Очень важно, что автор не рефлексирует по поводу собственной бездарности (или гениальности), потому что вопрос об одарённости в новой интеллектуальности снят. Но фиговые листки имён (особенно если вспоминают, например, Хайдеггера) бывают забавны. Меня лично интересует во всём этом месиве вот что: стиль, который я бы определила как "трансатлантический". Если есть американское мышление, то оно было транслировано в европейское, усвоено и дало именно этот ПОСТПОСТМОДЕРНИЗМ. То есть, когда опираться на руины культуры уже не надо, а вместо культуры разверзается бездна. Посмотрим, что будет дальше.
2
постпостмодерн: миф о культурной резервации
Постпостмодерн не любит миф. Постпостмодерн не принимает никакого устойчивого и внятного определения (процесса, явления и пр), но любит термины. Это его сильная сторона: размыкание логических связей терминами, по сути - демагогия. Размыкание позволяет создать пространство, растущее само изнутри себя, в котором любой процесс будет проходить катастрофически медленно (вакуум). Это хорошо для сохранения остатков культурного наследия (как живые организмы в формалине), для исследования формы, но для действующей культуры смертельно. И постпостмодерн понимает, что без мифов невозможно. И он создаёт мифы. Один из мифов - культурная резервация. Это миф об оскудении и примитивизации человеческого сознания, причинами которого являются приверженность старой культуре и религиозность. То, что модернизация заложена в самой культуре (согласно определению), отрицается. У постпостмодерна нет намерения ниспровергнуть всё и вся, ему нужно только замедлить процессы, по возможности - убрать всякое движение в культуре. Миф о культурной резервации соответствует этой цели. И именно тем, что культурная резервация в рисунке постпостмодерна есть нечто гонимое, недооценённое, странное. Странность - вообще положительная коннотация для постпостмодерна. Политические и экономические процессы как правило способствуют тому, чтобы люди, считающие себя интеллектуалами (а по сути не имеющие фундаментального образования) создали единое поле недовольства, культурную резервацию. Лозунги этой резервации располагаются в самом широком спектре: от "уничтожают образование" до "уничтожают художников". "Нам перекрыли воздух", "нас не издают", "нас не включили". Всё это кодовые знаки культурной резервации. А так же - в более мягком варианте: "я за культуру", "я за образование", "я за литературу". Конечно, не всякий говорящий эти слова - представитель культурной резервации (хотя в большинстве случаев именно так). Но всякий представитель культурной резервации выражается на этом языке. Внутри культурной резервации личностных и творческих связей нет, потому что постпостмодерн связей не хочет, но вакуум держит очень плотно. Это скорее антисреда - как, например, выведение отходов с земли в космос. В данном случае отходом считается всякий, кто не принадлежит постмодерну и культурной резервации.
|
Джек Никлсон в фильме Формана "Пролетая над гнездом кукушки" подрагивает от еле сдерживаемого смеха. Все его движения обращены во вне. Невозможно представить вещь вокруг Никлсона, которая не отвечала бы на его смех. А уж тем более - персонажи, пациенты грустной больницы. Янковский в финале "Полётов во сне и наяву" дрожит, замерзая в стоге сена. Может быть уже смертельно больной герой ищет приюта и тепла. Но не во вне, а в себе самом. И его дрожание обращено внутрь. Все движения обращены как бы внутрь персонажа. Он уходит, увлекая за собою всех тех, кого так любил и так мучил. Дракон покидает самого себя, но с ним уходит и всё, что было связано с ним. Первоцвет обречён. Его время конечно и он не может сделать ничего другого, как только замереть, подрагивая, и слушать угасание жизни. |
АЛЕКСАНДР СТОЛЯРОВ
(записки о книге и о человеке)
Для того, кто пишет о произведение (фильм, скажем, книга, песня или картина) есть опасность увлечься стилем произведения – как увлекаются человеком. Интересно вот так вместе, поговорить, посмотреть друг на друга. Будто фильм или книга умеют говорить. Оказываются, умеют, и порой автор настолько жёсткие условия для них создаёт, что говорят они голосом автора. И вот тогда пишущему приходится с автором бороться, как Иакову с Богом. Ну чтобы совсем в пучину бессловесную не утащил своими произведениями. Какой-то водяной получается. Но к Столярову очень близко.
|
|
|